Курбан Байрам — светлый праздник жертвоприношения. Что за праздник Курбан-Байрам и как его отмечают? Как переводится курбан байрам

27.10.2022

В мусульманской религии праздник Курбан-Байрам считается одним из самых главных, его также называют днем жертвоприношения. На самом деле этот праздник является частью паломничества в Мекку, а так как не каждый может совершить поход в долину Мина, приносить жертву принято повсюду, где могут быть верующие.

История праздника Курбан Байрам

В основе древнего мусульманского праздника Курбан-Байрама лежит история о пророке Ибрахиме, которому явился ангел и приказал принести в жертву Аллаху своего сына. Пророк был предан и послушен, поэтому не смог отказать, он решил совершить действие в долине Мина, где позже была возведена Мекка. Сын пророка также был осведомлен о своей участи, но смирился и готов был готов умереть. Увидев преданность, Аллах сделал так, чтобы нож не резал, и Исмаил остался жив. Вместо человеческой жертвы было принято жертвоприношение барана, которое по сей день считается неотъемлемой части религиозного праздника Курбан-Байрам. Животное готовят задолго до дней паломничества, его хорошо кормят и ухаживают. Историю праздника Курбан-Байрам часто сравнивают с похожим мотивом библейской мифологии.

Традиции праздника

В день, когда отмечают праздник у мусульман Курбан-Байрам, верующие встают рано утром и начинают его с молитвы в мечети. Также обязательно одевают новую одежду, используют благовония. Есть до похода в мечеть нельзя. После молитвы мусульмане возвращаются домой, они могут собираться семьями для совместного славословия Аллаха.

Следующий этап - возвращение в мечеть, где верующие слушают проповедь и далее отправляются на кладбище, где молятся за умерших. Только после этого начинается важная и тожественная часть – жертвоприношение барана, также допускается жертва верблюда или коровы. Есть несколько критериев, по которым выбирается животное: возраст не менее полугода, физически здоровое и отсутствие внешних изъянов. и едят за совместным столом, которому могут присоединиться все желающие, а шкуру отдают в мечеть. На столе кроме мяса также присутствуют и другие лакомства, в том числе и различные .

По традиции в эти дни нельзя скупиться на угощения, мусульмане должны накормить бедных и нуждающихся. Часто для родных и близких делают подарки. Считается, что ни в коем случае нельзя скупиться, иначе можно привлечь на себя горести и беды. Поэтому каждый старается проявить щедрость и милость к другим.

Наступил день величайшего праздника всех мусульман - Праздник жертвоприношения или Курбан-байрам . Мы отмечаем этот день в память о самоотверженности нашего духовного праотца Хазрата Ибрахима, да будет мир с ним, который по велению Всевышнего Господа выразил готовность незамедлительно пожертвовать своим перворождённым сыном Исмаилом.

Священный Коран так говорит по этому поводу:

(Хазрат Ибрахим просил Всевышнего Аллаха о даровании ему сына, и Аллах ответил на его просьбу).

«И обрадовали Мы его [вестью] о [рождении] мальчика кроткого (Исмаила)» (37:101).

(Хазрат Ибрахим со своим перворождённым сыном, когда тот возмужал, направились на гору для приношения жертвы Господу).

«Когда же достиг [Исмаил возраста, в котором мог он проявлять] усердие [и трудиться вместе] с ним (с отцом), сказал [ему отец]: „О сынок мой! Поистине, я вижу во сне, что закалываю тебя, [принося в жертву], и посмотри, что думаешь ты?“. Сказал [отцу своему Исмаил]: „О отец мой, делай, что велено тебе! Найдёшь ты меня, если пожелает Аллах, из терпеливых“» (37:102)

(Хазрат Ибрахим (А) вознамерился исполнить повеление Аллаха принести своего первородного сына в жертву, не зная ещё, что это приказание было ниспослано ему только для испытания твёрдости веры).

«Когда покорились они оба [воле] Аллаха и [Ибрахим] положил его лбом [к земле], и [тогда] воззвали Мы к нему: „О Ибрахим! Ведь оправдал ты видение [своё и исполнил то, что велено тебе]“. Поистине, Мы так воздаём благотворящим! Поистине, это - испытание явное. И искупили Мы его жертвой великою» (37:103-107).

(В жертву вмеcто перворождённого Исмаила приносится животное, запутавшееся рогами в ближайшем кустарнике, ниспосланное как знамение от Господа. В память об этом событии мусульмане в день Курбан-байрам приносят в жертву коров, баранов и даже верблюдов, а мясо жертвенных животных идёт на прокорм неимущих).

В аятах Священного Корана обращает на себя внимание 105-й аят суры «Ас-Саффат» («Выстроившиеся в ряд»), в котором сказано:

«Поистине, Мы так воздаём благотворящим!».

Это - очень важный момент Откровения, понимание которого открывает искренне верующим путь к осознанию собственного счастья даже в часы испытаний. Ниже мы ещё вернёмся к более подробному рассмотрению этого вопроса.

Действительно, Всевышний Аллах отказался принимать человеческую жертву, продемонстрировав, что этому явлению не место в религии Единобожия. В этом - и демонстрация миролюбивого характера религии ислама: с самого начала Всевышний Сам наглядно показал, что Он не нуждается в том, чтобы мы ради идеалов религии отправляли на жертву других людей. Он не хотел этого от Своего безгрешного пророка, что же говорить о нас, простых грешниках… Всевышний не нуждается ни в чём, в том числе - и в жизнях Своих творений, которые и без того находятся в Его власти, но должны продолжать жить ради осуществления божественных планов на земле, а не расставаться с дарованной свыше жизнью безо всякого смысла. То же самое, кстати, относится и к жертвоприношению животных, которым было отменено человеческое жертвоприношение. Это ритуальное действие совершается не потому, что Аллах нуждается в крови жертвенных баранов, а потому, что Всевышний создаёт для нас прецедент, позволяющий вспомнить о бедствиях нуждающихся и споспешествовать им в их нуждах. Мясо жертвенных животных используется по назначению - идёт в пищу неимущим с тем, чтобы все имели возможность разделить радость светлого праздника. А закалывание скотины в любом случае необходимо. Питание человека должно быть сбалансированным в части белков, жиров и углеводов, поэтому вегетарианство в чистом виде для нас - не полезно, а иногда может быть даже опасным. Употребление в пищу здорового мяса - естественный процесс, поэтому ничего, кроме снисходительной иронии со стороны мусульман не могут вызвать замечания современных исламофобов по поводу якобы «варварских актов», творящихся на Курбан-байрам на улицах европейских городов. Ведь мясо - по необходимости - употребляют все, однако, величайший мусульманский праздник - это ещё и день торжества гуманизма, милосердия, сострадания и человеческой солидарности.

Итак, возвращаясь к вопросу о «награде добродетельным», которую Всевышний дал Хазрату Ибрахиму и его сыну - в чём она заключается? Если придерживаться поверхностного толкования (за свою стойкость в вере хазрат Ибрахим был избавлен от необходимости приносить в жертву своего первенца), мы впадём в неминуемое заблуждение. Если так, то получается, что отмена человеческого жертвоприношения Всевышним была произведена как вознаграждение за стойкость, а не оттого, что человеческие жертвоприношения в принципе не милы Аллаху. Но в это невозможно поверить, учитывая характер проповеди Пророка Ислама, да благословит Аллах его и его род, дух Священного Корана и сунны. Более того, рассуждая логически, если избавление от необходимости приносить сына в жертву было наградой за стойкость и праведность, то такой же награды одновременно удостоились и миллионы других людей - перед которыми такая мрачная перспектива не возникала вовсе, а среди них были как праведники, так и заядлые грешники! И даже более того, Коран упоминает лишь единственный случай подобного жертвоприношения, свершаемого во имя Аллаха, на примере Хазрата Ибрахима. А разговор о награде «добродетельным» ведётся во множественном числе, не в единственном и не в двойственном, как предусматривают правила арабской грамматики, если бы речь шла только о примере двух людей - хазрата Ибрахима и хазрата Исмаила, да будет мир над ними обоими. Подчеркнём ещё раз: в таком случае, логичнее было бы предположить, что куда большей награды удостоились те, кто в подобную ситуацию не попал и не был поставлен перед тяжелейшим выбором между верой в Аллаха и жизнью первородного сына!

Значит, остаётся (методом исключения) единственный логичный вывод: награда Всевышнего добродетельным - всем, без исключения, и также Ибрахиму, и Исмаилу в данном примере - как раз и заключается в ниспосылании тяжелейшего испытания как знака особого внимания и расположения Всевышнего .

Многие аяты Корана и достоверные хадисы свидетельствуют о том, что испытание - признак того, что Всевышний Аллах обратил внимание на веру человека и проверяет её на прочность. Священный Коран говорит: «Неужели считают люди, что будут оставлены [только за то, что скажут]: „Уверовали мы“, и они не будут испытаны?» (29:2). И ещё Коран говорит о том, что лучшие и чистейшие из нас будут притесняемы: «И хотим Мы оказать милость тем, которые были ослаблены на земле, и сделать их предводителями, и сделать их наследниками» (28:5).

Имам Али, да будет мир с ним, в сборнике речей, писем и афоризмов «Нахдж аль-балага» («Путь красноречия»), в 189-й хутбе, говорит об этом так:

«Поистине, дело наше - трудное, усложнённое, не перенесёт его никто, кроме раба верующего, чьё сердце испытано Аллахом для веры.

«И если бы желал Аллах создать Адама из света, сиянием взоры ослепляющего, блеском своим умы поражающего, благовонием своим дыхание перехватывающего, то так бы и поступил. И если бы поступил так, то склонились бы пред ним шеи преклонённые и ангельский суд чрез него сделался бы облегчённым. Но Аллах - Достохвален Он - испытует тварей Своих некоторыми вещами, об основах которых они не сведущи, дабы испытанием их [друг от друга] отличить, и гордыню всякую от них удалить, и от самомнения их отдалить…

И если бы кому позволил Аллах превозноситься из рабов Своих, то позволил бы избранным из пророков Своих и приближённых Своих, однако Он - Достохвален Он - запретил им мерзость самовозвеличения и был доволен их скромностью, так что к земле они щеками припали, лица свои в пыль окунали, будучи пред верующими в самопринижении, будучи народом, находящимся в обделении (земными благами как со стороны притеснителей, так и из-за собственной скромности и урезанных земных потребностей. - Т. Ч.).

Вот, испытал их Аллах голода (стеснением) и проверил изнурением, снял с них пробу устрашением и потряс их неприятностями. Так не судите о довольстве и гневе [Аллаха] по имуществу и потомству, будучи в неведении о путях проверки и испытания через упрочение положения и через обогащение, как сказал Он - Достохвален Он и превелик: „Неужели считают они, что то, что снабжаем Мы их имуществом и сыновьями, - [это для того, что] спешим Мы [одарить] их благами? Да, не понимают они!“ (23:55-56). Ведь, поистине, Аллах испытует рабов Своих, превозносящихся в душе своей, приближёнными Своими, что скромны и обделены пред очами их…

А если бы пожелал Аллах - Достохвален Он - открыть для Своих пророков там, где Он их ниспослал, сокровищницы злата и золотоносные жилы, а вокруг сады бы насадить и собрать бы с ними вместе птиц небесных и зверей земных, то так бы Он и сделал, но если бы Он так сделал, то не было бы ни испытания, ни должного за него воздаяния, и не поступали бы сообщения [о том, как меж людьми проводить различения], и не даровано было бы принявшим [веру] награды прошедших испытания, и не удостоились бы верующие за свои добродеяния должного воздаяния, и не имели бы тогда значения наименования (т. е. исчезли бы критерии, по которым праведник именуется праведником, а грешник - грешником, поскольку создание комфортной среды для их существования сделало бы невозможным возникновение прецедента для проявления их истинной сущности. - Т. Ч.). Но, однако, Аллах - Достохвален Он - сделал Своих посланников обладателями силы в своей целеустремлён­ности, но слабыми в их внешнем состоянии, даровав им вместе с тем способность довольствоваться малым, которая наполняет сердца и очи беспечностью, и бедность, которая режет взор и слух.

А если бы были пророки обладателями силы непреодолимой или почёта неповергаемого, или власти, к которой шеи людские обращаются, и [лошади] верховые были бы для неё осёдланы, было бы это слишком лёгким для людей наущением, слишком отдалены были бы они от самовозвеличения, и уверовали бы по низведённому на них принуждению, либо по соблазна притяжению, и были бы общими их намерения, но раздробленными добродеяния. Однако возжелал Аллах - Достохвален Он, - чтобы было следование за пророками Его, и признание Книг Его, и страх пред ликом Его, и повиновение повелениям Его, и смирение пред подчинением Ему, делами, лишь к Нему Одному направленными, к которым ни капли иного не было бы примешано. И чем строже будут бедствия и испытания, тем более обильным будет воздаяние» (Хутба 192).

Таким образом, один из вечных смыслов праздника Курбан-байрам для нас - в том, чтобы смотреть уверенно вперёд даже сталкиваясь с испытаниями, помня о том, что любые трудности для искренне верующего - суть не более, чем знак особого расположения и внимания к их вере со стороны Творца.

Тем больший смысл этот день приобретает в глобальном историческом масштабе для истории шиизма как религиозной общины внутри сообщества мусульман, больше, чем какая-либо другая подвергнутой тяжелейшим испытаниям и лишениям. Правление династий Омейядов, Аббасидов, Османов в Турции и ваххабитов на Аравийском полуострове остались в истории веками шиитского холокоста. Геноцид шиитов продолжается и по сей день во многих местах планеты, в очередной раз доказывая правоту и стойкость нашей веры и подготовляя растопку адского огня для тех, кто желает истребить нас с лица земли.

Всевышний Аллах, подвергая нас всех испытанию, подобно тяжелейшим мукам, физическим и душевным, которым были подвергнуты лучшие из мусульман, принимает нашу веру и причисляет верных шиитов к сообществу Божьих избранников. И поэтому, несмотря ни на что, мы всё ещё живы и уверенно идём вперед, год за годом радуясь новому празднику.

Фото из открытых источников

У одного из важнейших мусульманских праздников есть несколько названий: тюркское (и наиболее известное) – Курбан-байрам , а также арабское – Ид аль-Адха .

Оба названия переводят как "праздник жертвы " либо как "праздник жертвоприношения ", что уже должно раскрывать основную его идею.

У мусульман курбаном называется все то, что приближает человека к Богу , а ритуальное заклание животного в праздничный день подразумевает духовное обращение к Богу .

Впрочем, обо всем по порядку.

История происхождения Курбан-байрама

Курбан-байрам – это праздник в память о чудесном избавлении от смерти сына пророка Ибрахима .

История , описанная в Коране, следующая.

Архангел Джабраил явился Ибрахиму во сне и передал тому повеление от Аллаха принести в жертву старшего сына .

Правоверный Ибрахим был готов выполнить волю Аллаха и отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын был послушен отцу и Аллаху и не сопротивлялся, однако продолжал молиться.

В итоге это все оказалось испытанием. Когда Ибрахим уже готов был принести сына в жертву, Аллах увидел богобоязненность пророка, смилостивился и затупил жертвенный нож .

Юношу заменило жертвенное животное, с чего и началась ключевая традиция Курбан-байрама .

Жертвенные бараны, верблюды, коровы и другой "чистый" с точки зрения ислама скот как раз символизируют жертвенное животное , которым Аллах заменил сына Ибрахима.

Что интересно

Ислам, так же как иудаизм и христианство, относятся к так называемым авраамическим религиям .

Авраамические религии - монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к легендарному патриарху семитских племен Аврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание, включающее в себя Пятикнижие .

В связи с этим история спасения сына пророка описана во всех трех религиях .

Есть некоторые различия .

В мусульманстве старшим сыном пророка Ибрахима (Авраама) был Исмаил , который потом стал прародителем арабов.

В иудаизме старшим сыном Авраама считается Исаак , ставший прародителем евреев.

Также есть определенные различия в описании процедуры жертвоприношения и дальнейшего спасения сына.

Когда празднуют Курбан-байрам

У праздника нет конкретной даты . Дело в мусульманском календаре.

Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней , что меньше привычного для многих солнечного года.

Именно по этой причине дни мусульманских религиозных праздников ежегодно сдвигаются относительно григорианского календаря .

Курбан-байрам начинается с 10-го дня 12-го месяца мусульманского лунного календаря и длится в течение нескольких дней.

Его празднуют через 70 дней после другого важного праздника – Ураз-Байрама. Праздник также знаменует собой окончание хаджа - паломничества в Мекку.

То есть в целом ежегодное исчисление в поисках ответа на вопрос "Какого числа Курбан-байрам в этом году?" - занятие не из легких и зависит от ряда факторов. Кроме календаря, на итоговый результат могут влиять местные обычаи.

К примеру, большинство стран следуют дате, установленной Верховным судом Саудовской Аравии (она вычисляется в зависимости от того, видна ли луна на небе незадолго до этого). В Бангладеш, Индии и Пакистане саудовское решение не принимается, наблюдение за луной там проводят независимо, из-за чего в некоторые годы Курбан-байрам в этих странах может проводиться в другой день.

В 2018 году Курбан-байрам начинается вечером 21 августа, а завершиться торжества должны 25 августа.

В исламских странах праздник является официальным выходным днем.

Как празднуют Курбан-байрам

При праздновании мусульманам следует совершить полное омовение и надеть чистую и праздничную одежду .

Они произносят праздничн ый такбир (возвеличивание Аллаха словами "Аллаху акбар"). Его повторяют во время утренней прогулки к мечети.

В мечети совершается праздничная молитва, после которой читается проповедь-хутба .

Ну и, пожалуй, главный элемент праздника – это жертвоприношение .

Особенности жертвоприношения


Фото из открытых источников

Жертвой может быть баран, верблюд или корова (чаще всего – баран). Жертве должно быть не менее полугода, она должна быть здоровой и не иметь недостатков .

Желательно (при наличии средств) принести в жертву одну овцу или козу за человека или корову (верблюда) – не более чем от семи человек.

Кроме того, можно принести в жертву одну овцу (козу) за всю семью .

Прежде чем зарезать жертвенное животное, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки .

Мясо разделяют на три части, одну из которых оставляют для семьи, другую отдают родственникам и соседям, а третью раздают бедным.

Шкуры жертвенных животных отдаются в мечеть.

В Курбан-байрам близким и родственникам стараются сделать подарки. Также обязательно стараются навестить родных и близких, поскольку их посещение в эти дни считается благословенным и желательным .

Интересно. С мясником нельзя расплачиваться мясом. Однако можно отдать ему часть мяса, если он беден.

Как поздравляют друг друга в Курбан-байрам

"Ид мубарак" - Благословенен праздник!

"Иду-кум мубарак" - Да будет благословенен ваш праздник!

"Ид аль-Адъхьа мубарак" - Благословенен праздник жертвоприношения!

"Такъаббаля-Ллаhу минна ва-мин-кум" - Да примет Аллах от нас и от вас!

"Такъаббаля-Ллаhу минна ва-мин-кум съалихьу ль-а’маль" - Да примет Аллах от нас и от вас праведные дела!

Это один из главных мусульманских праздников, во время которых Москвабад преображается и становится ещё более похожим на Мекку. Праздник курбан-байрама приходится на 10-й день мусульманского месяца Зу Аль Хиджа, а в нашем календаре он кочует как ему вздумается, и может приходиться хоть на май, хоть на январь. Вот в 2017 году Курбан-байрам выпал на 1 сентября, чем вызвал лёгкое смущение у директоров московских школ, да хранит их Аллаh.

Курбан-байрам - праздник жертвоприношения. Поэтому мусульмане во время праздника массово режут ни в чём не повинных баранов, а в более жарких странах - верблюдов. Слово «курбан» в переводе с арабского означает «жертва», а «байрам» по-турецки означает «праздник».

В основе праздника - древняя легенда об Аврааме (Ибрагиме), которому бог внезапно приказал принести в жертву своего сына. Авраам, как богобоязненный дяденька, не посмел перечить богу, и уже занёс нож над сыном... И тут еврейская легенда расходится с мусульманской: у евреев появляется ангел, останавливающий Авраама, а у мусульман нож утрачивает способность резать. В итоге вместо родного сына Авраам режет несчастного барана.




Вы узнали, откуда произошло слово , его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл.
Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое Курбан-байрам?» с друзьями:





Интересное:

Сунниты
Сунниты (ударение на «и») это самая многочисленная ветвь мусульман, составляющая примерно 80% от общего числа...

Что такое Аллаху Акбар?
‌Салям, брат. Аллаху Акбар это радостный клич всех мусульман мира. В переводе с арабского языка...

Что такое Ваххабизм?
Ваххабизм (по арабски «аль-ваххабия») это сравнительно молодое, но весьма радикальное и консервативное течение в суннитском...



Сайт новых и хорошо забытых слов Что-это-такое.ru

Н азвание одного из главных исламских торжеств - Курбан-байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.) - дословно переводится как «праздник жертвы». Он отмечается мусульманами всего мира через 70 дней после завершения священного месяца Рамадан.

В течение полутора месяцев до наступления Курбан-байрама у мусульман принято совершать хадж - паломничество к святым местам в Мекке. Непростой, полный лишений путь помогает поднять уровень религиозного и нравственного развития. Согласно столпам ислама, совершить хадж хотя бы раз в жизни должен каждый правоверный. Курбан-байрам выступает апогеем паломничества и провозглашает милосердие, доброту и любовь к людям.

Праздник отмечается в честь пророка Ибрахима. Как гласит Коран, во сне к нему явился ангел Джабраил и повелел по воле Аллаха принести в жертву своего сына Исмаила. Готовясь к обряду, Ибрахим отправился в долину Мина, к месту расположения Мекки. Исмаил последовал за отцом, повинуясь воле родителя и Всевышнего. Во время жертвоприношения ангел Джабраил дал пророку Ибрахиму в качестве замены барана. За преданность и душевную чистоту Ибрахима Аллах даровал Исмаилу жизнь.

Мусульмане во время исламского праздника Курбан-байрам у Соборной мечети в Санкт-Петербурге. Фотография: ИТАР–ТАСС / Интерпресс / А. Николаев

Мусульманин во время исламского праздника Курбан-байрам у Соборной мечети. Фотография: ИТАР–ТАСС / З. Джавахадзе

Мусульмане во время исламского праздника Курбан-байрам у мечети на Фурмановской улице в Ростове-на-Дону. Фотография: ИТАР–ТАСС / В. Матыцин

«Аллах, узнав искренность Ибрахима и его сына через это испытание, воззвал к нему как к другу: «О Ибрахим! Ты оправдал Наше внушение и не колебался в выполнении Нашего повеления. Этого с тебя достаточно. Мы Свое испытание облегчим награждением за твое добродеяние. Так Мы награждаем добродеющих! Испытание, которому Мы подвергли Ибрахима и его сына, - испытание, которое выявило их настоящую веру в Господа обитателей миров. Мы выкупили его сына великой жертвой, чтобы он жил по повелению Аллаха Всевышнего».

Из хадисов пророка Мухаммада

К празднованию мусульмане готовятся заранее и в течение 10 дней соблюдают пост.

Ночь накануне Курбан-байрама правоверным желательно провести, читая намаз. Считается, что в это время Всевышний отвечает на просьбы своих рабов. Посланник Аллаха сказал: «Кто бы ни был, бодрствовавший в ночь разговения и ночь Курбана в служении Всевышнему - не постигнет сердце его печаль, когда печаль постигнет других».

Праздновать Курбан-байрам начинают с раннего утра. Совершив полное омовение и надев опрятную одежду, мусульмане коллективно молятся в мечети. В святилище читают Коран, слушают проповедь имама, в которой объясняется значение и происхождение обряда жертвоприношения.

После жертвоприношения одну треть следует оставить себе, вторую треть раздать в качестве милостыни, а оставшуюся часть использовать для праздничной трапезы в семье. Поскольку жертва совершается во имя Аллаха, она должна принести пользу нищенствующим и вознаграждение жертвователям в будущей жизни. Ритуальное угощение малоимущих - садака, худойи - защищает дарующих от всевозможных несчастий и болезней.

Блюда мусульманской кухни

Мусульманская семья во время праздничного застолья. Фотография: ИТАР–ТАСС / В. Александров

Традиционное блюдо праздника Курбан-байрам

Празднование Курбан-байрама длится три-четыре дня и считается желательным и благословенным временем для визитов к родственникам и друзьям, которым принято дарить подарки.

Издревле мусульмане славятся гостеприимством и радушием. Каждый истинно верующий в эти дни старается собрать под крышей своего дома как можно больше гостей, от души попотчевать и порадовать людей. Из мяса жертвенного барашка принято готовить традиционные для этого праздника блюда, причем чем больше удастся приготовить кушаний - тем лучше.

В первый день хозяйки подают на стол блюда из печени и сердца. Во второй день начинают угощение с супов, сваренных на бараньих головах и ножках. На второе - жаркое, дополненное гарниром из риса или овощей. В третий и четвертый день готовят жареные бараньи ребрышки и традиционные манты, шашлык, лагман, плов, бешбармак. Ни одно застолье не обходится без всеми любимых сладостей и десертов - пирогов, лепешек и блюд из миндаля и изюма.

Курбан-байрам в России - официальный праздничный день в республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан и в Чеченской Республике.

В этом году праздник запомнится мусульманам долгожданным событием: открытием главной святыни Москвы - Соборной мечети на проспекте Мира. Это здание появилось здесь еще в 1904 году. Ему чудом удалось уцелеть в годы советской власти. Уже около 10 лет в мечети находится Совет муфтиев и располагается резиденция муфтия Гайнутдина.

После реконструкции здание обрело шесть этажей, а площадь мечети увеличилась в 20 раз. Проектировщики обновленного строения совместили каноническое убранство мечети с современными технологиями. Работы совершались за счет благотворительных взносов и добровольных пожертвований.

«Курбан-байрам - это день, когда жертвоприношение становится благом для всех имущих и неимущих. Он напоминает нам, что традиции ислама, как и других мировых религий, основаны на вечных ценностях справедливости, добра, милосердия и заботы о ближнем, независимо от его национальности и вероисповедания. Поистине это праздник сближения семей, наций и общины в целом, что особенно важно сегодня, когда в обществе становится все больше проявлений экстремизма, попыток извратить суть ислама, использовать его в корыстных целях.
В своей знаменитой проповеди, произнесенной во время «Прощального хаджа», ставшей завещанием потомкам, пророк Мухаммад сказал: «Превосходство лишь в благочестии и добрых поступках».

Сайгидгусейн Магомедов, учредитель Первого благотворительного фонда



© macally.ru, 2024
Тайны души и тела. Славянские обычаи