Каких людей любит аллах. Аллах не любит распространя-ющих нечестие». Выполнение дополнительных предписаний

27.10.2022

1 حَدَّثَنَا أَبُو الْوَلِيدِ هِشَامُ بْنُ عَبْدِ الْمَلِكِ قَالَ: حَدَّثَنَا شُعْبَةُ قَالَ: الْوَلِيدُ بْنُ الْعَيْزَارِ أَخْبَرَنِى قَالَ: سَمِعْتُ أَبَا عَمْرٍو الشَّيْبَانِىَّ يَقُولُ: حَدَّثَنَا صَاحِبُ هَذِهِ الدَّارِ وَأَشَارَ إِلَى دَارِ عَبْدِ اللَّهِ — رَضِيَ اللهُ عَنْهُ — قَالَ:

سَأَلْتُ النَّبِىَّ — صلى الله عليه وسلم — أَىُّ الْعَمَلِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ؟ قَالَ: « الصَّلاَةُ عَلَى وَقْتِهَا » . قَالَ: ثُمَّ أَىُّ ؟ قَالَ:

« ثُمَّ بِرُّ الْوَالِدَيْنِ » . قَالَ: ثُمَّ أَىُّ ؟ قَالَ: « الْجِهَادُ فِى سَبِيلِ اللَّهِ » . قَالَ حَدَّثَنِى بِهِنَّ وَلَوِ اسْتَزَدْتُهُ لَزَادَنِى .

1 – Имам аль-Бухари сказал:

– Рассказал нам Абуль-Валид Хишам ибн ‘Абдуль-Малик, который сказал:

– Рассказал нам Шу’ба, который сказал:

–Аль-Валид ибн аль-‘Айзари рассказывал мне о том, что он слышал, как Абу ‘Амр аш-Шайбани говорил:

–Нам рассказал хозяин этого дома – и он указал на дом ‘Абдуллы (ибн Мас’уда, который) сказал:

«(Однажды) я спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Какое дело Аллах любит больше всего?” Он ответил: “Молитву, совершаемую в установленное для неё время ”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Борьбу /джихад / на пути Аллаха”».

(‘Абдуллах Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«Об этом рассказал мне (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) а если бы я (спросил о чём-нибудь ещё), то он обязательно сказал бы больше». Этот хадис передали Ахмад 1/409, аль-Бухари в своём «Сахихе» 527 и «аль-Адабуль-муфрад» 1, Муслим 85, ан-Насаи 1/292.

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 164, «Мишкатуль-масабих» 568, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2478.

______________________________________________

Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Этот хадис Ибн Мас’уда указывает на то, что наилучшим деянием, приближающим к Аллаху и наиболее любимым для Него является молитва, совершаемая в установленные для неё промежутки времени!» См. «Фатхуль-Бари» 4/207.

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, объяснил в этом хадисе, что молитва в её надлежащее время – самое угодное из деяний и он поместил его перед благим отношением к родителям и джихадом на пути Аллаха. Доказательством этому — использование оборота речи: «Какое затем». Этот оборот используется, чтобы обозначить порядок (иерархию), и это известно всем знатокам арабского языка.

Хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» сказал:

«Ибн Базиза сказал: “То, что требует рассмотрения – помещение джихада прежде всех деяний тела, поскольку он влечёт самопожертвование, за исключением терпеливого сохранения обязательных молитв, своевременного их совершения и также благого поведения с родителями, — дел, которые совершаются постоянно. Никто не может оставаться терпеливым в служении Аллаху в этих делах, кроме сиддикъун (правдивые) и Аллах знает лучше!”

Я (Ибн Хаджар) говорю:

– Я предложу пример, который разъяснит то, что здесь подразумевалось: Есть человек, всецело занятый своей торговлей и всеми иными обязательствами, которые она влечёт за собой и которого шайтан сумел обольстить так, что он пропустил такбиратуль-ихрам (открывающий такбир молитвы,) или часть молитвы в джама’ате. Вы приходите к нему с рассказами о джихаде на пути Аллаха Всевышнего и историями о храбрости сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Вы прививаете ему стремление к Раю и отказ от суеты этого мира. После вашего увещевания, он смотрит на этот мир и видит, что тот стал крохотным и незначительным. Он обращается к миру грядущему, и видит его великим, достойным благоговения в своей душе. Он устремляется к Саду, ширина которого — небеса и земля. Он мчится, чтобы написать завещание, он исполняет свои долговые обязательства перед другими людьми и прощается со своей семьей и близкими, и отправляется в странствие, чтобы сражаться. Он пал мучеником на пути Аллаха. Если бы вы призвали этого человека не к джихаду на пути Аллаха Всевышнего, а к неукоснительному соблюдению молитвы, упоминая тексты, порождающие благоговение и внушающие страх, и истории, оказывающие великое воздействие (на душу), то чтобы вы увидели от него? Возможно, он воспринял бы сказанное и искренне огорчился тому, что с ним произошло. Он принял бы твердое решение сохранять молитвы в своё время, и возможно он придерживался бы этого некоторое число дней. Но затем вновь пришёл бы шайтан и наущал его, а его дела и заботы увеличивались бы, его обязательства достигли бы больших размеров и в конце концов шайтан добился бы от него того, чего желал. Он начинает пропускать некоторые из молитв и затем возвращается к борьбе против своей души, чтобы помочь себе против шайтана. Затем это же повторяется в другое время подобным образом, он постоянно борется и сражается с шайтаном, пять раз ежедневно, а жизнь – только дни и дни…

Это – сражение против души, и первый пример – также сражение против души. Но каково место первого примера по сравнению со вторым? Вторая борьба – есть борьба на протяжении всей жизни, а первая – только в течение часа или возможно какого-то числа дней, месяцев или лет. Но о каждой из этих двух я говорю: “В обоих есть благо”». См. «Важность молитвы в надлежащее время».

Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: «Из шариатской аналогии следует, что джихад должен быть лучшим из деяний, которые являются средствами. Ведь джихад – средство для возвышения религии, ее распространения, опровержения неверия и его подавления. И поэтому его достоинство соответствует достоинству его цели». См. «Фатхуль-Бари» 6/77.
Хафиз ад-Думьяты сказал: «Джихад – это средство, а не цель. И целью сражения является – наставление на истинный путь и достижение степени шахида. А что касается убийства неверных, то это не является целью как таковой. И поэтому, если есть возможность наставить на истинный путь с помощью доказательства, без джихада, то это правильнее и предпочтительнее, чем джихад!» См. «И’анату-т-талибин» 4/181.
Шейх ‘Абду-р-Рахман ас-Са’ди сказал: «Джихад ведется не для того, чтобы проливать кровь неверных или присваивать их имущество. Джихад ведётся для того, чтобы религия Аллаха восторжествовала над остальными религиями, и чтобы на земле исчезло язычество и всё, что несовместимо с истинной верой. Именно это и есть фитна (смута), и если эта смута прекратит своё существование, то мусульмане обязаны прекратить кровопролития и джихад». См. «Тайсируль-Карими-р-Рахман» 78.
А что касается хадиса: «Я был послан с мечём перед Судным днём, что бы все поклонялись Одному Аллаху», то хафиз Ибн Раджаб сказал: «Всевышний Аллах послал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, призывающим к таухиду (единобожию) с помощью меча, после призыва с помощью довода. И тот, кто не отвечал на призыв единобожия с помощью Корана и ясного довода, был призван с помощью меча». См. «аль-Хикам аль-джадира» 5.
Учёные Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) говорили относительно этого хадиса: «Ислам был распространен с помощью довода и разъяснения в отношении тех, кто слушал и отвечал на призыв. И был распространён с помощью силы и меча в отношении тех, кто возгордился и проявил высокомерие». См. «Фатава аль-Ляджна» 12/14.

Имеется в виду совершение той или иной обязательной молитвы сразу же после наступления установленного для неё периода времени.

2 عَنْ عَائِشَةَ — رَضِىَ اللهُ عَنْهَا — أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم – قَالَ:

« سَدِّدُوا وَقَارِبُوا ، وَاعْلَمُوا أَنْ لَنْ يُدْخِلَ أَحَدَكُمْ عَمَلُهُ الْجَنَّةَ ، وَأَنَّ أَحَبَّ الأَعْمَالِ أَدْوَمُهَا إِلَى اللَّهِ ، وَإِنْ قَلَّ » .

2 Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«П ридерживайтесь правильного и п риближайтесь, и знайте, что никого из вас не заведут в Рай (одни лишь) его дела, и что больше всего Аллах любит такие дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет мало ». Этот хадис передали Ахмад 6/125, 273, аль-Бухари 6464, Муслим 2818.

Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 3174.

То есть: не пытайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности.

То есть: старайтесь найти для себя нечто оптимальное, что вы сможете совершать изо дня в день.

3 عَنْ عَائِشَةَ — رَضِىَ اللهُ عَنْهَا — أَنَّهَا قَالَتْ:

سُئِلَ النَّبِىُّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — أَىُّ الأَعْمَالِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ ؟ قَالَ: « أَدْوَمُهَا وَإِنْ قَلَّ » . وَقَالَ: « اكْلَفُوا مِنَ الأَعْمَالِ مَا تُطِيقُونَ » .

3 – Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(Однажды) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: “Какие дела Аллах любит больше всего?” Он ответил: “Те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их и будет мало”. И он (также) сказал: “Беритесь только за те дела, которые вам под силу!”» Этот хадис передали аль-Бухари 6465 и Муслим 782.

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 163, «Сахих Аби Дауд» 1238.

4 عَنْ عَائِشَةَ — رَضِىَ اللهُ عَنْهَا — أَنَّ النَّبِىَّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – قَالَ:

« يَا أَيُّهَا النَّاسُ خُذُوا مِنَ الأَعْمَالِ مَا تُطِيقُونَ فَإِنَّ اللَّهَ لاَ يَمَلُّ حَتَّى تَمَلُّوا وَإِنَّ أَحَبَّ الأَعْمَالِ إِلَى اللَّهِ مَا دَامَ وَإِنْ قَلَّ » .

4 – Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« О люди, вам следует браться за такие дела, которые вам под силу (совершать) , ибо, поистине, Аллах не утомится, пока сами вы не утомитесь, и, поистине, больше всего Аллах любит такие (религиозные) дела, которые (совершающий их) совершает постоянно, даже если их мало». Этот хадис передали аль-Бухари 5861, Муслим 782, Ибн Хиббан 2571.

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7887.

_____________________________________

Имам ан-Навави сказал:

– «Аллах не утомится»: это значит, что Он не перестанет вознаграждать вас и воздавать за дела ваши и не будет относиться к вам как тот, кто тяготится «пока сами вы не утомитесь» и не прекратите, следовательно, вам надлежит браться за то, что вы в состоянии совершать постоянно, чтобы постоянными были Его награды и милости к вам. См. «Рияду-с-салихин» имама ан-Навави 142.

5 عَنْ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ — رَضِيَ اللهُ عَنْهُ — قَالَ:

سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَيُّ الْأَعْمَالِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ؟، قَالَ: « أَنْ تَمُوتَ وَلِسَانُكَ رَطْبٌ مِنْ ذِكْرِ اللَّهِ » .

5 – Сообщается, что Му’аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Какие дела Аллах любит больше всего?” Он ответил: “Ч тобы ты умирал с языком, влажным из-за поминания Аллаха/зикр/” ». Этот хадис передали Ибн Хиббан 818, Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля», ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» 20/93 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 516.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 165, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1492, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1836, «аль-Калим ат-таййиб» 3/25.

6 عَنْ قَتَادَةَ، عَنْ رَجُلٍ مِنْ خَثْعَمَ — رَضِيَ اللهُ عَنْهُ — قَالَ:

أَتَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهُوَ فِي نَفَرٍ مِنْ أَصْحَابِهِ قَالَ: قُلْتُ: أَنْتَ الَّذِي تَزْعُمُ أَنَّكَ رَسُولُ اللَّهِ؟ قَالَ: « نَعَمْ ». قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، أَيُّ الْأَعْمَالِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ؟ قَالَ: « إِيمَانٌ بِاللَّهِ ». قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، ثُمَّ مَهْ؟ قَالَ: « ثُمَّ صِلَةُ الرَّحِمِ ». قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، أَيُّ الْأَعْمَالِ أَبْغَضُ إِلَى اللَّهِ؟ قَالَ: « الْإِشْرَاكُ بِاللَّهِ ». قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، ثُمَّ مَهْ؟ قَالَ: « ثُمَّ قَطِيعَةُ الرَّحِمِ ». قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، ثُمَّ مَهْ؟ قَالَ: « ثُمَّ الْأَمْرُ بِالْمُنْكَرِ وَالنَّهْيِ عَنِ الْمَعْرُوفِ ».

6 – Передают со слов Къатады о том, что один мужчина из (племени) Хас’ам, сказал:

«(Однажды) я пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который находился среди своих сподвижников».

Он сказал: «Я сказал: “Это ты, который утверждаешь, что ты Посланник Аллаха?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Да”».

Он сказал: «Я спросил: “О Посланник Аллаха, какие дела Аллах любит больше всего?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “В еру в Аллаха”».

Он сказал: «Я спросил: “О Посланник Аллаха, а затем какое?” Он ответил: “З атем, поддерживание родственных связей”».

Он сказал: «Я спросил: “О Посланник Аллаха , а какие дела самые ненавистные Аллаху?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “П ридавание Аллаху сотоварищей/ширк/”».

(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “З атем, порывание родственных связей” ».

Он сказал: «Я спросил: “О Посланник Аллаха, а затем какое?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Затем, веление порицаемого (шариатом) и запрещение одобряемого (им)”». Этот хадис передал Абу Я’ля 6839.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 166, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2522.

________________________________

В иснаде данного хадиса присутствует передатчик не названный по имени, а это человек из числа сподвижников Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который был из племени Хас’ам. Однако, в соответствии с терминологией хадисов, неизвестность имени сподвижника не вредит достоверности хадиса, ибо все сподвижники были заслуживающими доверия. См. «ат-Тагъликъ ат-та’ликъ» 5/21, «Фатхуль-Бари» 10/24.

7 عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ — رَضِيَ اللهُ عَنْهُ — قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:

« إِنَّ اللَّهَ قَالَ: مَنْ عَادَى لِى وَلِيًّا فَقَدْ آذَنْتُهُ بِالْحَرْبِ ، وَمَا تَقَرَّبَ إِلَىَّ عَبْدِى بِشَىْءٍ أَحَبَّ إِلَىَّ مِمَّا افْتَرَضْتُ عَلَيْهِ ، وَمَا يَزَالُ عَبْدِى يَتَقَرَّبُ إِلَىَّ بِالنَّوَافِلِ حَتَّى أُحِبَّهُ ، فَإِذَا أَحْبَبْتُهُ كُنْتُ سَمْعَهُ الَّذِى يَسْمَعُ بِهِ ، وَبَصَرَهُ الَّذِى يُبْصِرُ بِهِ ، وَيَدَهُ الَّتِى يَبْطُشُ بِهَا وَرِجْلَهُ الَّتِى يَمْشِى بِهَا ، وَإِنْ سَأَلَنِى لأُعْطِيَنَّهُ ، وَلَئِنِ اسْتَعَاذَنِى لأُعِيذَنَّهُ ، وَمَا تَرَدَّدْتُ عَنْ شَىْءٍ أَنَا فَاعِلُهُ تَرَدُّدِى عَنْ نَفْسِ الْمُؤْمِنِ ، يَكْرَهُ الْمَوْتَ وَأَنَا أَكْرَهُ مَسَاءَتَهُ » .

7 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Поистине, Аллах сказал: “Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /навафиль/, пока Я не полюблю его; когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его, и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как (необходимость забирать) душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла”». Этот хадис передали аль-Бухари 6502, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 1/4, аль-Байхакъи в «аз-Зухд» 690 и «аль-Асмау ва-с-сыфат» 491.

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1782, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1640.

Под «близким» /вали/ подразумевается человек, который отличается крайним благочестием, неуклонно выполняет все свои религиозные обязанности и делает помимо этого ещё много другого. Это слово образовано от арабского трёхбуквенного корня «вав-лям-йа». Глаголы разных пород, образованные от того же корня, могут означать «быть близким», «управлять», «быть дружески расположенным», «оказывать содействие» и так далее. В отношении такого человека слово «вали» применяется в связи с тем, что он постоянно занимается поклонением Аллаху и не выходит из повиновения Ему, никогда не допуская ослушания. Возможно также, что это слово имеет здесь значение причастия страдательного залога от того же корня, так как Аллах Всевышний постоянно хранит такого человека и проявляет заботу о нём за то, что он не преступает установленных Им границ и подчиняется Его велениям и запретам. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима сказано: «Слово “вали” (друг) является антонимом слова “‘адувв” (враг), что же касается слова “вилайа” (дружеское расположение), то оно является антонимом слова “‘адава” (враждебность). В основе дружеского расположения лежат любовь и стремление приблизиться, а в основе враждебности — ненависть и удалённость».

В «Фатхуль-Бари» Ибн Хаджар пишет: «Под близким к Аллаху подразумевается тот, кто обладает знанием об Аллахе, не выходит из повиновения Ему и проявляет искренность в поклонении Аллаху, а Аллах Всевышний сказал: “Поистине, близким к Аллаху нечего бояться и не станут они печалиться. Тем, которые уверовали и были богобоязненны, — им (предназначена) благая весть в этой жизни и в жизни вечной. Неизменны слова Аллаха – это и есть великий успех” (Юнус, 10:62–64)».

Имеются в виду дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно.

Смысл этих слов в том, что Аллах оказывает такому рабу содействие в делах, осуществляемых им посредством вышеупомянутых частей тела, направляя человека к таким делам, которые Он любит, и удерживая его от того, что Ему ненавистно, например, удерживая его от выслушивания пустых речей, взглядов на запретное и так далее.

Ибн ас-Салах сказал: «Под колебаниями здесь подразумеваются не колебания в общеизвестном смысле, а то, что напоминает действия колеблющегося, который делает что-либо против собственной воли, и в данном случае это означает, что в силу Своей любви к нему Аллах не желает причинять ему зло, отнимая его жизнь, так как это является величайшим страданием в мире этом для всех, за исключением немногих, хотя Он и неизбежно должен сделать это в силу Своего предустановления и предопределённости смерти, ведь каждый человек должен вкусить смерть. И в этом хадисе говорится о том, что Аллах делает это не из желания унизить человека, но, наоборот, Он желает возвысить его, так как смерть является путём перехода к обители почёта и блаженства».

8 عَنْ أَبِي أُمَامَة — رَضِيَ اللهُ عَنْهُ — ، عَنِ النَّبِيِّ — صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — ، قَالَ :

« لَيْسَ شَيْءٌ أحَبَّ إِلى اللهِ تَعَالَى مِنْ قطْرَتَيْنِ وَأثَرَيْنِ : قَطَرَةُ دُمُوع مِنْ خَشْيَةِ اللهِ ، وَقَطَرَةُ دَمٍ تُهْرَاقُ في سَبيلِ اللهِ. وَأَمَّا الأَثَرَانِ : فَأَثَرٌ في سَبيلِ اللهِ تَعَالَى، وَأَثَرٌ في فَريضةٍ مِنْ فَرائِضِ الله تَعَالَى » .

8 Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Нет ничего такого, что Аллах Всевышний любил бы больше двух капель и двух следов. (Что касается капель, то это) слеза, пролитая от страха перед Аллахом, и капля крови, пролитая на пути Аллаха, что же касается двух следов, то это след на пути Аллаха Всевышнего и след (, остающийся на теле ,) после выполнения чего -либо , предписанного Аллахом Всевышним ». Этот хадис передал ат-Тирмизи 1669, который сказал: «Хороший хадис».

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1326, 1376, 3327, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 3760.

Имеется в виду шрам от ранения, полученного мусульманином в сражении с неверными.

Здесь подразумеваются следы, остающиеся после совершения земных поклонов и омовения перед молитвами.

9 عَنْ أُبَىِّ بْنِ كَعْبٍ — رَضِيَ اللهُ عَنْهُ — قَالَ:

صَلَّى بِنَا رَسُولُ اللَّهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — يَوْمًا الصُّبْحَ فَقَالَ: « أَشَاهِدٌ فُلاَنٌ »؟ قَالُوا: لاَ. قَالَ: « أَشَاهِدٌ فُلاَنٌ »؟ قَالُوا: لاَ. قَالَ: « إِنَّ هَاتَيْنِ الصَّلاَتَيْنِ أَثْقَلُ الصَّلَوَاتِ عَلَى الْمُنَافِقِينَ وَلَوْ تَعْلَمُونَ مَا فِيهِمَا لأَتَيْتُمُوهُمَا وَلَوْ حَبْوًا عَلَى الرُّكَبِ وَإِنَّ الصَّفَّ الأَوَّلَ عَلَى مِثْلِ صَفِّ الْمَلاَئِكَةِ وَلَوْ عَلِمْتُمْ مَا فَضِيلَتُهُ لاَبْتَدَرْتُمُوهُ وَإِنَّ صَلاَةَ الرَّجُلِ مَعَ الرَّجُلِ أَزْكَى مِنْ صَلاَتِهِ وَحْدَهُ وَصَلاَتُهُ مَعَ الرَّجُلَيْنِ أَزْكَى مِنْ صَلاَتِهِ مَعَ الرَّجُلِ وَمَا كَثُرَ فَهُوَ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ تَعَالَى ».

9 Сообщается, что Убайй ибн Ка’б сказал:

«Однажды Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, совершил с нами утреннюю молитву и затем спросил: “Присутствует ли (здесь) такой-то?” (Люди) сказали: “Нет”. Он (снова) спросил: “А присутствует ли такой-то?” (Люди опять ) сказали : “Нет”. (И тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Поистине, эти две молитвы – самые тяжё лые молитвы для лицемеров. Если бы вы знали, какое (вознаграждение) есть в них, то являлись бы на них даже на четвереньках. Поистине, первый ряд подобен ряду ангелов, и если бы вы знали о его достоинстве, то вы состязались бы в этом. Поистине, молитва одного человека совместно с другим превосходит (по вознаграждению), чем его молитва в одиночку, а его молитва с двумя, лучше молитвы с одним. И чем больше (людей совершают молитву вместе), тем это любимее Аллаху Всевышнему”». Этот хадис передали Ахмад 5/140, Абу Дауд 554, ад-Дарими 1/291, ан-Насаи 2/104, Ибн Маджах 796.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 2242, «Сахих ан-Насаи» 842, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 411, 419.

Имеется в виду утренняя/субх / и вечерняя/‘ишаъ/ молитвы. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/182.

Из-за того, что (в эти времена) человека одолевает лень и в них меньше показухи. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/182.

То есть на утреннюю и вечернюю молитвы. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/182.

Ат-Тыби сказал: «Он сравнил первый ряд из-за близости его к имаму с рядом ангелов в близости их ко Всевышнему Аллаху. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/182.

То есть о достоинстве первого ряда. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/182.

То есть опережали бы (других, желая попасть) в него. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/182.

10 –

أحَبُّ الأدْيانِ إلى الله تعالى الحَنِيفِيَّةُ السَّمْحَةُ

«Самая любимая религия для Аллаха – легкая религия единобожия/ханифия /». Этот хадис передали Ахмад 1/236, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 287, ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» 11572 со слов Ибн ‘Аббаса.

Достоверность этого хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-‘Аляи, шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 160, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 881.

_______________________________________________________________

Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Однажды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: “Какая самая любимая религия для Аллаха?” Он ответил: “Легкая религия единобожия/ханифия/!”»

«Легкая» — то есть лишенная излишеств.

Имам Ибн аль-Къаййим сказал: «Ханифия упоминается наряду с легкостью, поскольку религия ханифия – это единобожие и легкость в делах. И это является противоположностью двум вещам, а это – многобожие и запрещение дозволенного». См. «Игъасату-л-ляхфан» 1/135.

‘Абдуллах ибн Абу Язид аль-Ансари говорил: «Называйте себя именами, которыми назвал вас Аллах: ханифия, ислам и иман!» Ибн Аби Шейба. См. «ад-Дурруль-мансур» 6/81.

Имам Закария аль-Ансари сказал в отношении этого хадиса: «Легкая религия – означает: религия, в которой нет стесненности и трудностей в отличие от прочих религий». См. «Тухфатуль-Бари» 1/199.
Имам аль-Бухари привёл этот хадис в своём «Сахихе» в главе под названием «Религия легка».
Хафиз Ибн Хаджар в отношении этой главы «Религия легка», сказал: «Она названа легкой религией по отношению к предыдущим религиям, ибо Аллах снял с этой общины то бремя, которое было возложено на другие общины. И самым ярким пример этому является форма покаяния, которая у предыдущих общин была в виде самоубийства, тогда как покаянием этой уммы является прекращение совершения греха, твердое намерение никогда не совершать подобного и раскаяние». См. «Фатхуль-Бари» 1/115.
То, о чём говорит Ибн Хаджар упоминается в Коране: «Вот сказал Муса своему народу: “О мой народ! Вы были несправедливы к себе, когда стали поклоняться тельцу. Покайтесь перед своим Создателем и убейте сами себя. Так будет лучше для вас перед вашим Создателем”. Затем Он принял ваши покаяния. Воистину, Он – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Бакъара 2:54).
Со слов Абу Мусы и Анаса, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправлял кого-либо из своих сподвижников с каким-либо поручением, он говорил им: «Радуйте и не отвращайте! Облегчайте, а не усложняйте!» аль-Бухари 69, Муслим 1734.
Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: «Поистине, вы посланы, чтобы облегчать и не посланы, чтобы усложнять!» ат-Тирмизи 147. Хадис достоверный.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Облегчение – это умеренность и середина в поклонении, чтобы человек не делал упущений в возложенных обязанностях на него, а также и не взваливал на себя то, что ему не под силу». См. «аль-Махаджа» 51.
От Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты». Ахмад 2/108, Ибн Хиббан 2742, аль-Къуда’и 1078. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Таргъиб» № 1059.
Что же касается примеров тому, как шариат Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, сделал облегчения в положениях религии, то их великое множество, среди которых дозволенность произнесения слов неверия при принуждении. Всевышний Аллах сказал: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (ан-Нахль, 16:106).
Имам аль-Багъави сказал: «Учёные единогласны, что тому, кого принудили произнести слова неверия, дозволено произнести это своим языком. И если он скажет это языком, не имея такого убеждения, то это не является куфром! Но если он откажется и будет за это убит, то это лучше». См. «Тафсир аль-Багъави» 5/329.
Также из числа облегчений, дарованных Всевышним Аллахом Его рабам, это поедание мертвечины при голоде. Всевышний Аллах сказал: «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (аль-Бакъара, 2:173).
Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды у одной семьи умер мул, а у них не было ничего, что они могли есть. Тогда они пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщили ему об этом, и он позволил им съесть этого мула». аль-Баззар в «Кашф аль-астар» 3/328. Хадис хороший. См. «аль-Джами’ ас-сахих» 4/181.
Также из числа облегчений, это совершение очищения для молитвы чистой землей, в случае отсутствия воды или опасения заболеть, усугубить болезнь или умереть в случае ее использования; дозволенность сокращения молит для путника, совмещение двух молитв в пути или при необходимости; протирание носков вместо мытья ног, и многое другое.
Все упомянутое указывает на то, что религия Ислам – легкая религия! Однако следует подчеркнуть, что Ислам не нуждается в многочисленных упрощениях различных проповедников наших дней, которые упраздняют ее в противоречие ее велениям и ясным запретам! Примеров этому в наши дни множество, как например, дозволения музыки; дозволение совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин; рукопожатие посторонних мужчин и женщин; заявление о том, что борода в Исламе не обязательна, и главное что в душе; заявление о том, что принцип дружбы и непричастности в Исламе не существует, и т.п.
Опровергая тех, кто совершает послабления в религии Аллаха в угоду своих страстей, имам Ибн Хазм сказал: « А кто в этом опирается на слова Аллаха: “Аллах желает вам облегчения, и не желает для вас затруднения” (аль-Бакъара, 2:185), то мы знаем, что всё, что повелел Аллах и так является легким (для исполнения), и об этом сказал сам Аллах: “Не сделал Он для вас никакого затруднения в религии” (аль-Хадж, 22:78)». См. «аль-Ихкам» 869.
Шейх ‘Абду-р-Рахман ас-Са’ди говорил: «Всё, что повелел Аллах Своим рабам является лёгким в своей основе. Однако если произойдёт что-либо затруднительное, то это облегчается другим положением, либо снятием этого вообще, либо исполнением этого в упрощённом виде». См. «Тафсир ас-Са’ди» 198.

Речь идёт не о мазхабе имама Абу Ханифы, что именуется как ханафия. Ханифия – это религия единобожия, очищенная ото лжи. Ханифом является тот, кто следует религии Пророка Ибрахима (мир ему) и нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, как об этом сказали имамы ас-Синди и аль-Мунави. См. «аль-Хашия» и «Файдуль-Къадир» 1/205.

11 – Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أحَبُّ الأسْماءِ إلى الله عبْدُ الله وَعَبْدُ الرَّحْمنِ

“Самые любимые имена пред Аллахом – ‘Абдуллах/раб Аллаха/ и ‘Абду-р-Рахман/раб Милостивого/”». Этот хадис передали аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 814, Муслим 2132, Абу Дауд 4949, ат-Тирмизи 2833, ан-Насаи 6/218, Ибн Маджах 3728.

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 161, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1976, «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 411, «Ирвауль-гъалиль» 1176, «Мухтасар Муслим» 1398.

12 – Сообщается, что Анас ибн Малик сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أحَبُّ الأسْماءِ إلى الله عَبْدُ الله وعبْد الرحمن والحارِثُ

“Самые любимые имена пред Аллахом – ‘Абдуллах, ‘Абду-р-Рахман и аль-Харис”». Этот хадис передал Абу Я’ля 2778.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 162, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 904.

13 – Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أحَبُّ البِلادِ إلى الله مَساجِدُها وأبْغَضُ البِلادِ إلى الله أسْواقُها

«Самыми любимыми (местами) городов/биляд/ для Аллаха являются их мечети, а самыми ненавистными – их рынки». Этот хадис передали Муслим 671 со слов Абу Хурайры; Ахмад 4/81 и аль-Хаким 2148 со слов Джубайра ибн Мут’има.

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 167, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 324, «Мухтасар Муслим» 241, «Мишкатуль-масабих» 696.

«Биляд» — мн. число от «баляд», что означает также «страна; область».

Причиной является то, что с одной стороны, на рынках люди чаще всего обманывают друг друга, занимаются ростовщичеством и совершают прочие неподобающие вещи, а с другой, меньше всего поминают Аллаха.

14 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أحَبُّ الجِهَادِ إلى الله كَلِمَةُ حَقَ تُقَالُ لإمَامٍ جائِرٍ

«Самый любимый джихад для Аллаха – истинное слово, сказанное несправедливому правителю». Этот хадис передали Ахмад 5/251 и ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» 8081 со слов Абу Умамы.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 168, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2307.

15 – Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

أحبُّ الصِّيامِ إلى الله صيامُ داوُدَ كَانَ يَصُومُ يَوْماً ويُفْطِرُ يَوْماً وأحَبُّ الصَّلاةِ إلى الله صلاةُ دَاوُدَ كَانَ يَنامُ نِصْفَ اللَّيْلِ وَيَقُومُ ثلُثَهُ ويَنَامُ سُدُسَهُ

«Самым любимым постом для Аллаха является пост Дауда, который постился день и разговлялся другой. И самой любимой молитвой для Аллаха является молитва Дауда, который всегда спал половину ночи, (потом) молился треть её, а (потом) спал шестую часть ночи». Этот хадис передали Ахмад 2/206, аль-Бухари 1131, Муслим 1159, Абу Дауд 2448, ан-Насаи 3/214, Ибн Маджах 1712.

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 170, «Ирвауль-гъалиль» 945, «Рияду-с-Салихин» 1185.

16 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أحَبُّ الطَّعامِ إلى الله ما كَثُرَتْ عَلَيْهِ الأيْدِي

«Самая любимая еда пред Аллахом та, над которой (собирается) множество рук». Этот хадис передали Абу Я’ля 2045, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 9620 и ад-Дыяъ аль-Макъдиси со слов Джабира.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 171, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 895.

17 –

أحَبُّ العِبادِ إلى الله تعالى أنْفَعُهُمْ لِعِيالِهِ

«Самые любимые рабы для Всевышнего Аллаха самые полезные для своей семьи». Этот хадис передал ‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль в «Заваид аз-Зухд» со слов аль-Хасана как отосланный/мурсаль/хадис.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 172, «ар-Рауд ан-надыр» 481.

18 – Передают со слов Самуры ибн Джундаба, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أحَبُّ الكَلاَمِ إلى الله تعالى أرْبَعٌ: سُبْحانَ الله والحَمْدُ لله ولا إلهَ إلاَّ الله والله أكْبَرُ ولا يَضُرُّكَ بِأيِّهِنَّ بَدَأْتَ

«Есть четыре слова, которые Аллах Всевышний любит больше всего: “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамдули-Ллях/”, “Нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”и “Аллах велик /Аллаху акбар/”, и с какого бы ты ни начал, это не повредит тебе». Этот хадис передали Ахмад 5/10 и Муслим 2137.

Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 173, «Мухтасар Муслим» 1411.

19 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أحَبُّ الكلامِ إلى الله أنْ يَقُولَ العَبْدُ: سُبْحانَ الله وبِحَمْدِهِ

«Самые любимые слова для Аллаха, что произносит раб (Аллаха): “Свят Аллах и хвала Ему/Субхана-Ллахи ва бихамдихи/”». Этот хадис передали Ахмад 5/161, Муслим 2731, ат-Тирмизи 3593 и ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 10660 со слов Абу Зарра.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 174, «Мухтасар Муслим» 1907.

20 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أحَبُّ الكلام إلى الله تعالى ما اصْطَفاهُ الله لِمَلائِكَتِهِ سُبْحانَ رَبِّيَ وَبِحَمْدِهِ سُبْحَانَ رَبِّيَ وَبِحَمْدِهِ سُبْحَانَ رَبِّيَ وبِحَمْدِهِ

« Самые любимые слова для Аллаха те, которые Он избрал для Своих ангелов: “Свят мой Господь и хвала Ему, свят мой Господь и хвала Ему, свят мой Господь и хвала Ему”/Субхана раббия ва бихамдихи/». Этот хадис передали ат-Тирмизи 3593, аль-Хаким 1/501, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 592 со слов Абу Зарра.

Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям Муслима», и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 175, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1538.

21 – Передают со слов Ибн ‘Умара о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أحَبُّ النَّاسِ إلى الله أنْفَعُهُمْ وأحَبُّ الأعْمَالِ إلى الله عَزَّ وجَلَّ سُرُورٌ تُدْخِلُهُ على مُسْلِمٍ أوْ تَكْشِفُ عنهُ كُرْبَةً أوْ تَقْضِي عَنْهُ دَيْناً أوْ تَطْرُدُ عنهُ جُوعاً ولأَنْ أمْشِيَ مَعَ أخِي المُسْلِمِ في حاجَةٍ أحَبُّ إلَيَّ مِنْ أنْ أعْتَكِفَ في هذا المَسْجِدِ شَهْراً ومَنْ كَفَّ غَضَبَهُ سَتَرَ الله عَوْرَتَهُ ومَنْ كَظَمَ غَيْظاً ولوْ شاءَ أنْ يُمْضِيَهُ أمْضاهُ مَلأ الله قَلْبَهُ رِضًى يَوْمَ القِيَامَةِ ومَنْ مَشى مَعَ أخِيهِ المُسْلِمِ في حاجَتِهِ حَتَّى يُثْبِتَها لهُ أثْبَتَ الله تعالى قَدَمَهُ يَوْمَ تَزِلُّ الأقْدَامُ وإِنَّ سُوءَ الخُلُقِ لَيُفْسِدُ العَمَلَ كما يُفْسِدُ الخَلُّ العَسَلَ

«Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим – эта радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде или выплачивая за него долг или утоляя его голод. И, поистине, придти на помощь своему брату мусульманину в том, в чё м он нуждается любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети в течение месяца. А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего (в Исламе), тому Аллах скроет его недостатки, и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в День воскрешения . И того, кто вышел помогать своему брату мусульманину в его нужде пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот день, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мед». Этот хадис передали Ибн Аби ад-Дунья в «Къада аль-хаваидж» 36, ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» 3/209.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 176, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 906.

22 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

أحَبُّ عِبادِ الله إِلَى الله أحْسَنُهُمْ خُلُقاً

«Самые любимые рабы Аллаха пред Аллахом те, у которых наилучшие нравы». Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» 471, со слов Усамы ибн Шарийка.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 179, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 433.

любит Аллаха не любит и религию "

Мухаммад бин абдуль-уаххаб говорит: " Есть и такие кто не любит ширка, но и не питает

неприязни "

Такое положение человека показывает что, он еще не покинул ширк. В то время как он должен был отвергнуть ширк, он не отверг его и поэтому не вошел в Ислам

Мухаммад бин абдуль-уаххаб говорит: " Некоторые не делают такфир мушриков по причине

незнания деяний ширка "

такой человек не может быть обладателем таухида


В книге Аллаха и сунне посланника объяснено что делать такфир мушриков есть условие(ислама). В таком случае тот кто проявит неувернность в вопросе о такфире тех кто не делает такфир мушриков станет кафиром по единогласному мнению всех ученых. Так как сомневаться в куфре человека который проявил свой куфр наружу есть куфр.

Тот кто признает что деяния совершаемые мушриками есть куфр, но не говорит им что они мушрики подлизывается им и входит в суждение следующего аята: "Они хотели бы, чтобы ты был снисходителен, тогда и они были бы снисходительны. " (68/9)

Если кто-то скажет: " я делаю такфир тех кто делает ширк, но не делаю такфир тех, кто не делает такфир их " это означает, что он принимает их за муслимов, так как нет нечто среднего между куфром и исламом. Если они не кафиры, значит муслимы. В таком случае кто назовет исламом куфр или назовет муслимом кафира сам станет кафиром.

Ибн касир в тафсире аята сказал:

“выражение “не доверяйте никому, кеоме тех, кто последовал вашей религи ” означает “не доверяйте

им тайны

Рази сказал:

“Знай, что Аллах в данном аяте указал на двуличных, которые мечутся между муслимами и неверными, высказал им порицание и наказал муслимам не следовать пути двуличных. Каффал сказал: “Этот аят включает в себя запрет дружить с двуличными. Аллах как бы сказал следующее: “Вот я вам описал положение двуличных (, что они берут неверных в уалии) Пойртому не берите и вы не берите двуличных

Выражение “Хотите ли вы дать док...” означает: Хотите ли вы дать посланнику и другим муслимам против себя доказательство того, что вы двуличные. Или жехотите ли вы дать дать Аллаху против себя довод, чтобы он подверг вас наказанию.” (Тафсир Рази)



Самарканди сказал:

Аят означает следующее: “О верующие не берите в уалии неверных. Хотите ли вы, беря неверных в уалии, дать Аллах против себя довод. Если вы сделаете это, то Аллах исключит вас из своего покровительства и накажет вас. (Тафсир Самарканди)

Ибн Касир сказал:

Муджахид сказал, что здесь описываются двуличные. Выражение “Как плохо то, что уготовали их души” означает: Как плохо то, что уготовали их души заслужив гнев Аллаха до самого судного дня по причине того, что они взяли в уалии неверных. Если бы у них была вера в Аллах, посланника и коран они не совершили бы преступление быть врагом муслимам, Аллаху и корану.

Самарканди сказал:

“Верующим приказано отворачиваться от неверных, не показывать согласия их речам (куфра), не следовать их путем. Следовать путем неберных угрожает вере. Потому что следовать сторонникам куфра означает показывать согласие их куфру. А согласие к куфру есть куфр.

"Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним. Вот сказали они своему народу: "Мы далеки от вас и от того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы отвергаем вас. Началась

между вами и нами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха единого... " - (60/4

аяте выражение"Мы далеки от вас" упомянулось раньше чем выражение" и от того, чему вы

поклоняетесь помимо Аллаха". В этом есть определенный смысл и урок для нас. Необходимо сначала

удалиться от мушриков, а затем и от их божеств, так как отвергать мушриков важнее чем отвергать просто божеств. Это так потому-что некоторые могут отвергать ширк, но при этом продолжать связь с мушриками. Тот же кто отверг мушриков, значит отверг и ихние ширки; и вообще главная причина того что он отверг их это и есть то что они делают ширк. "


Границы уаля

точки зрения внешней и внутренней стороны дела, уаля с мушриками можно разделить на три следующим образом:

Тот, кто находится в согласии с мушриками и внутренне и внешне, соединяется и подчиняется им на практике, склоняется к ним сердцем или любит их, вышел из ислама и стал неверным. Не имеет значения находится ли он под икрахом или нет, так как он принимает их и находится в согласии с ними всесторонне. О людях такого вида Аллах (в переводе) говорит следующее:

Гнев Аллаха падет на тех, кто совершит куфр по отношению к Аллаху, после веры в него и раскроет (таким образом) сердце навстречу куфру, если только он не был принужден к совершению него, но [сам сохранял] в сердце приверженность к вере. Таким и уготовано великое наказание. “ (

Пчелы, 106)

Тот, кто не выявляя этого наружу, проявляет уаля сердцем, а внешне выглядит против мушриков тоже

является неверным. Из-за того, что он внешне практикует ислам он обезопасил себя и своеимущество от

мусульман, но в действительности он мунафик и получит наказание в том мире. Про них Аллах (в переводе) говорит таким образом:

Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть мунафики, которые упорствуют в [своем] лицемерии. Ты [, Мухаммад], не распознаешь их, Мы же знаем их [хорошо] и накажем дважды. А затем они будут подвергнуты великому наказанию [в будущей

жизни]. “ (Покаяние,101)

Те, кто в сердце против мушриков и не согласен с ними и их деяниями, но проявляющие им уаля деяниями на практике. Таких людей два вида:

а) Те, кто делает это под пытками или под угрозой смерти (в положении икраха). Это разрешено при

условии, что сердце будет полно веры, но как только они спасутся от икраха, они должны проявить свою веру наружу и объявить, что они против мушриков.

Аммар б. Ясир попал в такое положение и на это сниспустились следующие аяты:

Гнев Аллаха падет на тех, кто совершит куфр по отношению к Аллаху, после веры в него и раскроет (таким образом) сердце навстречу куфру, если только он не был принужден к совершению него, но [сам сохранял] в сердце приверженность к вере. Таким и уготовано великое наказание. Это потому, что они возлюбили жизнь в этом мире больше, чем жизнь в том мире. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверных - тех, на сердца, слух и глаза которых Аллах наложил печать. Они- то и есть пренебрегающие [своим долгом]. Несомненно, что в будущем мире они будут [в числе]

Потерпевших убыток. “ (Пчелы, 106-109)

Аллах (в переводе) повелевает:

Верующие да не берут неверующих "уали"ями предпочитая их верующим. А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их. Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаху предстоит

Прибытие. (Семья Имрана,28)

По одному из толкованию этого аята здесь разрешается не проявлять открытую враждебность, проявлять определенную дружелюбность в периоды когда сила на стороне неверных, конечно с условием не делать уступок в исламе (например не показывать согласия ширку и хараму, не подчиняться, не проявлять уаля- куфр и уаля-харам и.т.д.). По другому толкованию здесь под опасением подразумевается икрах. В таком

случае аят выражает такой же смысл что и (пчелы,106) .

б) Те, кто в сердце против мушриков, но наряду с этим внешне проявляют им уаля не находясь в

положении икраха, единственно для того чтобы сохранить рабочее место или лидерское положение или из опасения за имущество, родину, детей и.т.п.. Такие люди входят в куфр и становятся вероотступниками. То, что они в сердце ненавидят мушриков и несогласны с ними положения не меняет. Аллах о людях такого вида (в переводе) повествует следующим образом:

Это потому, что они возлюбили жизнь в этом мире больше, чем жизнь в том мире. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверных - тех, на сердца, слух и глаза которых Аллах наложил печать. Они-то и есть пренебрегающие [своим долгом]. Несомненно, что в будущем мире они будут

[в числе] потерпевших убыток. “ (Пчелы,107-109)


Причина вводящая их в куфр не незнание, не неприязнь к исламу и не стремление к ложному. Причина этому то, что они более любят и предпочитают земную жизнь чем загробную.

Многие отмазки, которыми пытаются оправдываться такие люди, ничто иное как обман шайтана и украшение им ложного. Шайтан и его друзья пугают их несущественными опасностями и они воспринимают это как достаточный икрах для того, чтобы подчиняться мушрикам и быть в согласии с ними, а затем пытаются обмануть людей, стараясь представить свои положения как икрах. Но ученые определили суть настоящего икраха.

Имам ибн Таймия по поводу этого говорит следующее:

"После того, как мы разъяснили виды икраха в зависимости от степени заставления и перечислили мнения мазхабов на этот счет, необходимо заметить, что икрах достаточный в дарованиях и подобных вещях не считается достаточным для произносения слов куфра. Имам Ахмад во многих местах с доказательствами

сообщил, что для человека, которого склоняют к куфру, положение икраха не возникает при угрозе

словом. Икрах становится действительным только при наличии пыток, мучений или ареста"

Например если женщина опасаясь развода или плохого отношения к себе подарит калым мужу, она имеет право отказаться от этого, так как муж поставил ее в вынужденное положение. В данном случае опасность развода или плохое отношение считается действительным икрахом для женщины. Но та же самая вынужденность не считается икрахом для совершения деяний куфра. Точно также если некто опасается, что неверные воспрепятствуют его женитьбе, то это опасение не будет икрахом для того, чтобы произносить слова-куфр.

Теперь если в свете этих фактов оценить настоящее положение народа то увидим, что следующий хадис становится еще более осмысленным.

"Ислам начался одиноким (покинутым, непринимаемым со стороны людей) и в будущем станет

одиноким" (Муслим, иман,232; Муснад Ахмада; ибну Маджа; Тирмизи)

Также ибн Таймия говорит.

Любовь Всевышнего Аллаха – это самое дорогое, самое ценное, что может быть у человека. Ведь любовь Своего Создателя – это и есть обретения себя, своего собственного счастья и осознания истины. Любовь Аллаха – это конечная цель и смысл, ведь любовь Всевышнего безгранична, всеобъемлюща и бесконечна, и тот, кто ее удостаивается, обретает безграничное довольство, счастье и защиту.

Аллах указал на то, как человек может обрести любовь Своего Создателя, и таких средств множество. Но есть и те, которых Аллах не любит, потому что они сами отказались от того, что могло бы их принести к любви Аллаха. Кто лишает себя любви Всевышнего Аллаха? Каковы признаки лишения любви Аллаха?

1. Во-первых, это те, кто сами не любят Всевышнего Аллаха, кто не следует Его предписаниям и Сунне. В сердце того, кого не любит Аллах, Он поместил ненависть к вере и следованию истине. Все для него кажется обременительным. Такой человек сам отказывается от любви Своего Творца, так как в хадисе сказано:

«Скажи (о, Мухаммад людям): Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной (т.е. примите единобожие Ислама, следуйте Корану и Сунне), тогда Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи. И Аллах Прощающий, Милосердный» (3:31).

2. Те, кому чужда любовь к Творениям Всевышнего, они не любят ни своих близких, окружающих, и людей в целом. Они не помогают окружающим, не волнуются и не переживают за них и безразличны по отношению к ним.

«Моя любовь становится обязательной для тех, которые любят друг друга ради Меня, Моя любовь обязательна для тех, которые посещают друг друга ради Меня, Моя любовь будет обязательна тем, которые помогают друг другу (в финансовых отношениях), Моя любовь будет обязательной для тех, кто поддерживает отношения ради Меня».

«Всякому, кто проявляет вражду к тому, кто предан Мне, Я объявлю войну».

3. Отсутствие испытаний, ровная и беспечная жизнь без поклонения могут являться доказательством отсутствия любви Всевышнего. Ведь жизненные испытания как раз таки являются признаком его любви. Испытания для души, каким горькими не были, полезны.

В хадисе-кудси сказано: «Самая большая награда приходит с большими испытаниями. Когда Аллах любит кого-то, Он испытывает его, тот, кто принимает это с терпением, удостаивается довольства Аллаха, а тот, кто жалуется, заслуживает Его гнев».

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Когда Аллах желает блага для Своего раба, Он ускоряет для него наказание в этом мире, а когда Он гневается на Своего раба, Он откладывает его наказание, пока он (раб) не предстанет перед Ним со своими грехами в День Воскресения» (передал Ат-Тирмизи).

4. Нелюбовь со стороны окружающих. Если человека не любят другие люди, проявляют ненависть и неприятие.

«Если Аллах любит кого-либо из (Своих) рабов, Он обращается к Джибрилю и говорит: «Поистине, Я люблю такого-то, полюби же и ты его», и Джибриль начинает любить его. Потом обращается к (обитателям) небес и говорит: «Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же и вы его», и обитатели небес начинают любить его, а потом ему оказывают хороший приём и на земле. Если Аллаху ненавистен кто-либо из рабов (Его), то Он обращается к Джибрилю и говорит: «Поистине, мне ненавистен такой-то, так возненавидь же его и ты», и тогда Джибриль начинает ненавидеть его. Потом обращается к обитателям небес и говорит: «Поистине, Аллаху ненавистен такой-то, возненавидьте же его и вы», и у них возникает ненависть к нему, а потом его начинают не любить и на земле».

Человек, который не любит Аллаха, и который лишен любви Аллаха, любит то, что ненавистно Аллаху, следует тому, что запрещено Аллахом, и ему ненавистно то, что Аллах предписал. Так он постоянен в совершении грехов одного за другим, не осознавая пагубность своих свершений, он не приносит покаяния, так как не считает себя виноватым.

Когда Аллах не любит человека, он дает ему три вещи, но лишает трех других вещей:

1. Аллах благословляет его окружением набожных людей, но лишает принятия от них советов.
2. По воле Аллаха он может совершать благие деяния, но Аллах лишает его искренности в поступках.
3. Аллах Всевышний дарует ему мудрость, но лишает праведности в ней.

Скромность, стыдливость, стеснительность – это те качества человека, которые любит Аллах. Эти качества всех пророков и праведников, качества имана, которые призывают к оставлению грехов, к совершению благого. Стыдливость от имана, а иман будет в раю. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

الحياء لا يأتي إلا بخير

«От стыдливости не исходит ничего кроме добра » (Бухари, Муслим).

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал:

الحياء من الإيمان

«Стыдливость – это от имана » (Бухари, Муслим).

Стыдливость – это удержание себя от всего непристойного. Это качество является качеством Аллаха. В хадисе сказано:

إن الله حيي كريم يستحي من عبده، إذا رفع يديه إليه أن يردهما صفرا

«Аллах стесняется Своего раба, поднявшего руки и просившего у Него, чтобы раб опустил свои руки пустыми » (т. е. стесняется не ответить на его призыв) (Абу Дауд).

Наш благородный Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был очень стеснительным. Если человек не стыдится ни Аллаха, ни людей, то он подобен животным. Есть интересное высказывание по этому поводу Мустафы ас-Сабаию (да смилуется над ним Аллах): «Когда твой нафс пожелает совершить грех, напомни ему (нафсу) об Аллахе; если не постыдится, то напомни ему о людях; если и тогда не постыдится, то знай, что ты превратился в осла ».

Это качество нам очень необходимо. Учёные говорят, что стыдливость – одно из самых высоких и достойных качеств, поскольку от него исходят разные достоинства. Дети творят благое родителям из-за стеснения, хозяин дома возвеличивает гостя из-за стеснен; поэтому, когда у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили, он ответил:

إن لكل دين خلقا، وخلق الإسلام الحياء

«У каждой религии есть своя черта, черта Ислама – это стыдливость ».

Если человек утратит стыдливость, то он будет творить глупости, позорить не только себя, но и своих родных.

Самая достойная стыдливость проявляется перед Аллахом в трёхслучаях:

1. Проявление стыдливости при замене Аллахом твоих плохих дел на хорошие, при осознании того, что мы не воздаём хвалу Аллаху как следует; Он одаривает нас благами, а мы отдаляемся от Него собственными грехами.

2. Придерживаться стыдливости перед Аллахом, не раздражаться, когда тебя постигает беда, забыв всё прежнее добро, которое тебе Аллах дал. Имам Алюси (да смилуется над ним Аллах) приводит рассказ, что однажды, когда у Пророка Аюба (мир ему) пропало имущество, жена сказала ему: «Ты – пророк Аллаха; если ты попросишь Всевышнего отвести от тебя беду, то Аллах примет». Аюб спросил: «Сколько времени мы прожили в сохранности?» Она ответила: «Шестьдесят лет». И тогда Аюб сказал: «Я стесняюсь Аллаха просить отвести беду, не прожив в беде столько, сколько прожил в благополучии » («Тафсир Алюси», № 17/80).

3. Придерживаться стыдливости, сохраняя разум, не размышляя о грехах, сохранять себя от запретной пищи.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) сказал:

استحيوا من الله حق الحياء؟ قالوا: وكيف نستحي من الله حق الحياء؟ قال:أن تحفظ الرأس وما وعى والبطن وما حوى، وأن تذكر الموت والبلى، ومن فعل ذلك فقد استحيا من الله حق الحياء

«Стыдитесь Аллаха в надлежащей форме ». В ответ на это спросили: «Как это? » Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Стыдиться должным образом Аллаха – это значит оберегать голову и все остальные органы тела, это значит вспоминать смерть и наше тление в земле; кто сделает так – это будет стыдливость в надлежащей форме » (ат-Тирмизи).

Проявление стыдливости среди общества заключается в сохранении языка от запретного, в произнесении только благого или молчании. В хадисе сказано:

من كان يؤمن بالله وباليوم الآخر فليقل خيرا أو ليصمت

«Тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое или молчит ».

Стыдливость должна проявляться и перед родителями и учёными. Однажды Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) увидел мальчика, который шёл с человеком, и он спросил мальчика: «Кто он тебе? » Мальчик ответил: «Это мой отец ». Абу Хурайра сказал: «Слушайся его, не ходи перед ним, не садись перед ним и не зови его по имени ».

Что касается стыдливости перед алимами, в хадисе сказано:

العلماء ورثة الأنبياء

«Учёные – это наследники пророков » (Абу-Дауд, ат-Тирмизи).

Да не лишит нас Аллах этого прекрасного качества! Амин!



© macally.ru, 2024
Тайны души и тела. Славянские обычаи