Где держать руки в намазе. Совершай намаз правильно! Разъяснение по ханафитскому мазхабу. Мусульман ский календарь

27.10.2022

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Большинство шиитов не являются мусульманами. Поэтому то, как они исполняют свои молитвы, не имеет значения для мусульман.

Существует большое количество хадисов пророка ﷺ, доказывающих, что он смыкал руки во время намаза. Некоторые хадисы указывают на то, что при совершении намаза посланник Аллаха ﷺ смыкал руки под пупком. Другие хадисы указывают на то, что он смыкал их под грудью, чуть выше пупка. Все эти хадисы приемлемы, и все способы смыкания рук разрешены, то есть разрешается смыкать руки под грудью (чуть выше пупка), а также разрешается смыкать их ниже пупка.

По мнению имама Шафии (милость ему Аллаха), предпочтительным является смыкание рук под грудью. Тех же взглядов придерживался имам Малик (милость ему Аллаха) в отношении нафль-намазов. Данное мнение поддерживается хадисом Ваиля ибн Худжара (да будет доволен им Аллах). Он сказал:

Я молился с пророком ﷺ, и он положил правую руку поверх левой под грудью. (Кувейтская энциклопедия исламского права. – Изд. Дар-ус-сафва. – Том 27, стр. 87)

وذهب الشافعية إلى أنه يسن وضع اليدين تحت الصدر وفوق السرة، وهو مذهب المالكية في القبض في النفل، لحديث وائل بن حجر: صليت مع النبي صلى الله عليه وسلم ووضع يده اليمنى على يده اليسرى على صدره قالوا: أي آخره فتكون اليد تحته بقرينة رواية (تحت صدره) ، والحكمة في جعلهما تحت صدره: أن يكون فوق أشرف الأعضاء وهو القلب، فإنه تحت الصدر

قال الإمام: والقصد من القبض المذكور تسكين الجوارح، فإن أرسلهما ولم يعبث بهما فلا بأس، كما نص عليه في الأم

По мнению имамов Абу Ханифы и Ахмада ибн Ханбаля (милость им Аллаха), предпочтительным является смыкание рук под пупком.

ذهب الحنفية والحنابلة إلى أن مكان وضع اليدين تحت السرة، فيسن للمصلي أن يضعهما تحت سرته، لقول علي - رضي الله عنه -: من السنة وضع الكف على الكف تحت السرة. قال الحنابلة: ومعنى وضع كفه الأيمن على كوعه الأيسر وجعلها تحت سرته أن فاعل ذلك ذو ذل بين يدي ذي عز، ونقلوا نص الإمام أحمد على كراهة جعل يديه على صدره. لكن الحنفية خصوا هذا بالرجل، أما المرأة فتضع يدها على صدرها عندهم

Данное мнение поддерживается хадисом Али (да будет доволен им Аллах):

Сунной является положить правую руку поверх левой ниже пупка.

Другим хадисом в пользу данного мнения тоже служит хадис Ваиля ибн Худжара (да будет доволен им Аллах). Он сказал:

Я видел, что пророк ﷺ, будучи в намазе, положил правую руку поверх левой ниже пупка. (Ибн Аби Шейба. Мусаннаф. – Хадис 3959)

Учитель наших учителей, великий хадисовед и мухаккик Мухаммад Аввама, в настоящее время проживающий в Лучезарной Медине, в своих подстрочных комментариях к сборнику «Мусаннаф» имама Ибн Аби Шейбы (милость ему Аллаха) дал подробную информацию о данном хадисе, указав причины его достоверности и приведя постановления ведущих хадисоведов в отношении достоверности данного хадиса. Автор комментария доказывает, что хадис о смыкании рук ниже пупка является наиболее достоверным по сравнению с остальными хадисами. (См. Ибн. Аби Шейба. Мусаннаф /с тагликом Мухаммада Аввамы. – Изд. Дар-уль-Кибла (Джидда), Муассат улум-иль-Коран (Дамаск), Дар Куртуба (Ливан). – Том 3, стр.320)

Примечание. Приведенное выше обсуждение касается намаза мужчин. Что касается женщин, во время намаза им следует сложить руки на груди.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Передают со слов Ваила ибн Худжры: «Я молился вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он клал руки на грудь: правую на левую». Этот хадис передал Ибн Хузейма.

Комментарий:

Из этого хадиса следует, что при совершении намаза следует складывать руки на груди. Следует отметить, что до нас дошло несколько версий данного сообщения. Ахмад и Муслим передали со слов Ваила ибн Худжра другую версию этого хадиса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, начиная намаз, поднимал руки и возвеличивал Аллаха. Затем он закутывался в одежду и клал правую руку на левую. Желая совершить поясной поклон, он освобождал руки, поднимал их, возвеличивая Аллаха, и кланялся. Сказав: “Аллах внимает тому, кто восхваляет Его”, - он снова поднимал руки. Совершая земной поклон, он клал голову между кистями рук. В версии Ахмада и Абу Давуда говорится, что он клал правую руку на кисть, запястье и предплечье левой руки.

Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и ад-Дарими передали с его же слов: «Однажды я решил посмотреть, как молится Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я увидел, что, встав на намаз, он возвеличил Аллаха и поднял руки на уровень ушей. Потом он положил руки на груди: правую руку на предплечье, запястье и кисть левой руки. Желая совершить поясной поклон, он снова поднял руки, как в прошлый раз, и положил руки на колени. Затем он выпрямился, подняв руки таким же образом, а потом совершил земной поклон, положив кисти рук на уровень ушей. Потом он сел на левую ногу, положив левую кисть на бедро и колено. Правым локтем он прикоснулся к правому бедру, а затем сжал в кулак два пальца. Другие два пальца он соединил в кольцо, а оставшийся палец поднимал, и я видел, как он двигал им, взывая с молитвами. В другой раз я пришел к нему, когда было холодно, и увидел, как люди от холода двигают пальцами под одеждой». Аль-Албани назвал цепочку рассказчиков этого хадиса достоверной согласно требованиям Муслима.

Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа передали со слов Ибн Мас‘уда, что однажды во время намаза он положил левую руку на правую. Увидев это, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, переложил его правую руку на левую. Ибн Хаджар назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей, а Ибн Сеййид ан-Нас сообщил, что все они являются рассказчиками хадисов, вошедших в “ас-Сахих”.

Эти сообщения указывают на то, что во время намаза нужно класть правую руку на левую. Этого мнения придерживалось подавляющее большинство богословов. Ибн аль-Мунзир передал сообщения о том, что Ибн аз-Зубейр, аль-Хасан аль-Басри и ан-Наха‘и не складывали руки, а опускали их. Ан-Навави передал, что так поступал аль-Лейс ибн Са‘д. Ибн аль-Касим сообщил, что так поступал и Малик. Ибн аль-Хакам сообщил от имени имама Малика обратное, но большинство его последователей опиралось на первое сообщение. Ибн Сеййид ан-Нас рассказывал, что аль-Ауза‘и считал разрешенными оба поступка. Однако достоверные хадисы свидетельствуют в пользу мнения большинства ученых. Аш-Шаукани сообщил, что хадисы по этому поводу дошли до нас от восемнадцати сподвижников и последователей. Хафиз Ибн Хаджар, сославшись на Ибн ‘Абд аль-Барра, сказал, что иных достоверных сообщений от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, до нас не дошло.

Аргументы в пользу того, что при стоянии в намазе нужно опускать руки, можно назвать странными и даже удивительными. Среди них - слова «Почему вы поднимаете руки?», упомянутые в хадисе Джабира ибн Самуры. Ранее мы уже упоминали этот хадис, и в нем речь идет о том, что сподвижники поднимали руки, произнося слова приветствия в конце намаза. В нем ничего не говорится об опускании рук во время стояния.

Некоторые из наших оппонентов утверждали, что складывание рук мешает сосредоточиться, однако даже шиитские богословы признавали несостоятельность этого довода. Так, аль-Махди в книге “аль-Бахр” назвал такой довод его соратников бессмысленным. С другой стороны, на такой довод легко найти контраргумент: складывая руки, молящийся занимает их, и поэтому они не мешают ему сосредоточиться; помимо этого, намерение всегда находится в сердце, и люди, как правило, прикрывают руками то, что они хотят сберечь. Об этом упомянул Ибн Хаджар.

Некоторые из наших оппонентов ссылаются на то, что в хадисе о том, кто ошибался в намазе, ничего не говорится о складывании рук. Однако это может служить доводом против тех, кто считает складывание рук обязательным. Из хадисов же следует, что поступать так желательно.

Наконец, несостоятельность утверждений о том, что во время стояния руки нужно опускать, ярко выражена в словах следующих аль-Махди: «Если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал так, то, возможно, он делал это по уважительной причине. Что же касается его слов по этому поводу, то они являются сильным доводом, если, конечно, являются достоверными. Но даже в этом случае можно предположить, что это относится только к пророкам».

Под словами Пророка, мир ему и благословение Аллаха, здесь подразумевается хадис, переданный со слов Абу ад-Дарды: «Три качества относятся к морали пророков: раннее разговение, поздняя предрассветная трапеза и складывание правой руки на левой во время намаза». Ат-Табарани передал прерванную версию этого хадиса, однако в силу своего содержания он имеет силу восходящего сообщения. Более того, он усиливается восходящим хадисом, переданным со слов Ибн ‘Аббаса. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (3038).

Следует знать, что среди богословов существуют разногласия по поводу того, где именно следует складывать руки. Абу Ханифа, Суфьян ас-Саури, Исхак ибн Рахавейх, Абу Исхак аль-Марвази и другие считали, что руки желательно складывать ниже пупка. Ахмад и Абу Давуд передали со слов ‘Али ибн Абу Талиба: «Среди желательных предписаний намаза - складывание кистей ниже пупка». Одним из рассказчиков этого хадиса был ‘Абд ар-Рахман ибн Исхак аль-Куфи. Ахмад ибн Ханбал считал его слабым. Того же мнения был имам аль-Бухари. Кроме того, цепочка данного хадиса является запутанной, поскольку вышеупомянутый ‘Абд ар-Рахман иногда пересказывал его от ‘Али ибн Абу Талиба через Зийада и Абу Джухейфу (Ахмад), иногда - от ‘Али ибн Абу Талиба через ан-Ну‘мана ибн Са‘да (ад-Даракутни и аль-Бейхаки), иногда - от Абу Хурейры через Саййара Абу аль-Хакама и Абу Ваила (Абу Давуд и ад-Даракутни). Ан-Навави сообщил, что ученые были единодушны по поводу слабости данного предания. Достоверных сообщений о том, что складывать руки ниже пупка, нет.

Богословы шафиитского толка считали, что руки следует складывать ниже груди, но выше пупка. Абу Давуд передал, что ‘Али ибн Абу Талиб складывал руки выше пупка, держа левую руку за запястье правой рукой. Среди рассказчиков этого хадис был Ибн Джарир ад-Дабби, который ссылался на своего отца. Ибн Хиббан считал его отца заслуживающим доверия, однако аз-Захаби назвал его неизвестным.

От имени Ахмада ибн Ханбала до нас дошло два сообщения, поддерживающие суждения ханифитского и шафиитского толков. Из третьего сообщения от его имени следует, что оба поступка считаются в одинаковой степени разрешенными. Этого же мнения были Ибн аль-Мунзир и аль-Ауза‘и.

Однако самое достоверное сообщение по этому вопросу указывает на то, что складывать руки следует на груди. Ибн Хузейма передал со слов Ваила ибн Худжра: «Я совершил намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он держал руки на груди: правую руку на левой». На этот хадис опирались и богословы шафиитского толка, однако он не свидетельствует в их пользу.

Примечательно, что складывание рук на груди совпадает с одним из толкований слов Всевышнего: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (108:3). Как полагали ‘Али ибн Абу Талиб и Ибн ‘Аббас, глагол “нахара” указывает на то, что во время намаза руки следует держать на груди: правую руку на левой. Это объясняется тем, что одно из значений слова “нахр” - “верхняя часть груди”. Существуют и другие достоверные толкования этого аята, и лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 2, с. 482-485; «Ирва аль-Галиль», т. 2, с. 69-71.

Мы живём в то время когда ислам, начинает бурно возрождаться среди народов, которые долгое время не имели возможности полноценно претворять свою религию в жизнь, обучать её канонам свих детей. Сегодня мы наблюдаем как молодёжь проявляет бурный интерес к своей религии, изучение которой сопровождается большим количеством вопросов.

Ответы на многие эти вопросы живут в традиционной религиозной практике присущей нашему народу, более 1000 лет исповедующему Ислам. Итак, начнем с простейших вопросов, интересующих мусульманское сообщество. «Как правильно держать руки на намазе?» Существует четыре правовых школы, разъясняющие нам, возможные пути следования канонам религии в вопросах практики Ислама. Следуя Корану, сунне Пророка (салляллаху алейхи ве селлем) в рамках правовой школы имама Азама Эбу Ханифе, традиционно распространившейся на территории Крыма, мусульмане Крыма складывают руки во время выполнения намаза под пупком. Это безусловно является практикой Пророка Мухаммеда (салляллаху алейхи ве селлем), соответсвенно существуют хадисы указывающие на это, так давайте рассмотрим это вопрос более детально: Алькаме ибн Вайль ибн Худжр передаёт со слов своего отца Вайля ибн Худжра, что тот рассказал: «Я видел как во время намаза, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлем) клал правую руку на левую под пупком». «Мусаннеф ибн Эби Шейбе» т.1, 390, «Тухфету’ль Эхвази» т.1, стр. 214, «Асару’с-сунен» т.1, стр. 69.

Второй хадис: Хаджадж ибн Хассан (рахметуллахи алейхи) рассказывает, что он спросил у Эбу Миджлеза (радиаллаху анху), как держать руки в намазе. Тот ответил: «Надо класть ладонь правой руки на ладонь левой руки, и обе руки надо складывать под пупком». «Мусаннеф ибн Эби Шейбе» т.1, 390, «Тухфетуль Эхвази» т.1, стр. 214, «Асар Ас-сунен» т.1, стр. 69.

Третий хадис: Ибрахим (рахметуллахи алейхи) рассказывает: «Во время намаза надо класть правую руку на левую под пупком». «Мусаннеф ибн Эби Шейбе» т.1, 390, «Тухфетуль Эхвази» т.1, стр. 214, «Асар Ас-сунен» т.1, стр. 69. Иснады (цепочки передатчиков) всех этих хадисов являются сахих (достоверными), и напротив, все хадисы, в которых упомянуто складывание рук на груди или над пупком, являются заиф (слабыми) и ненадёжными. (подробности см. «Асар Ас-сунен» т.1, стр. 64, 71).

Ибн Къудаме Мукъаддеси Ханбели (рахметуллахи алейхи) пишет: «Хадис, где сказано, что руки надо складывать под пупком, передали али, Эбу Хурайра, Эбу Миджлез (радиаллаху анхум), Ибрахим Нахаи, Суфьян Севри и Исхак (рахметуллахи алейхим), потому что Али (радиаллаху анху) рассказывает: «Складывать правую руку на левой под пупком является сунной».

Передали этот хадис имам Ахмед ибн Ханбель и Эбу Давуд, и под сунной имеется в виду сунна Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ве селлем). Имам Тирмизий (рахметуллахи алейхи) рассказывает: «Так поступали учёные из числа сахабов, табиинов и тех, кто следовал за ними. Они считают, что человек в намазе должен класть правую руку на левую. Затем, по мнению некоторых, надо складывать руки над пупком (не на груди), а по мнению других, под пупком. И то и другое допустимо». Здесь полезно будет так же упомянуть, что имам Шафии так же передает хадис про то, что руки надо держать под пупком. Так же его передает и имам Ахмед ибн Ханбель, и ханефиты в практике следуют этому хадису. («Эль-Кевкеб Эд-дуррий» стр. 129). Следовательно, большинство имамов подтверждают хадис, где сказано, что руки надо класть под пупком.

Журнал «Источник Мудрости» №17

3. ПОЛОЖЕНИЕ РУК ВО ВРЕМЯ НАМАЗА

После открывающего такбира следует опустить руки вниз. И в этом вопросе ученые перестарались, каждый защищает свою позу – с сожалением хочется отметить, что ни один так называемый великий ученый так и не догадался, что от положения рук и ног во время намаза ничего не зависит. Многие ученые забывают, что в первую очередь спрос будет за искренность и смиренность в намазе, а не за то, куда он положил руки - выше пупка или ниже. Несмотря на то, что не существует ни одного прямого хадиса от самого Посланника (мир ему и благословение Аллаха) с указанием где именно держать руки во время намаза, ученые фанатично до сих пор спорят на эту тему и не могут придти к единому мнению, распространяя фитну среди мусульман, приводящий их к разделению и вражде, вместо объединения их всех в единую умму. Тут уместно будет привести народную мудрость, гласящий как: «Каждая лягушка хвалит своё болото ». На самом деле есть только хадисы от разных сподвижников, которые видели, как и в каком положений держал свои руки Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его последователи в разные промежутки времени. Несмотря на отсутствие прямого хадиса где держать свои руки во время намаза, есть только один достоверный хадис, указывающий где именно нельзя держать свои руки во время намаза:

Передают, что Абу Хурейра рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил класть руки на талию во время намаза » (Бухари, Муслим). Аль-Бухари также передал хадис со слов Аиши: «Так поступают иудеи ». Из дошедших до нас статуэток языческих богов видно, что они держат свои руки не только на своих талиях, но и на уровне груди. Мусульманам запрещено уподобляться неверующим в любых вопросах, и этим объясняется причина данного предписания. По мнению некоторых, класть руки на талию во время намаза запрещено потому, что так поступает сатана, или потому, что иблис был низвергнут из Рая с руками, сложенными на талии, или потому, что так поступают высокомерные люди. Однако все это - всего лишь предположения, а истину знает лишь один Аллах.

Из дошедших до нас хадисов, где говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время намаза держал свои руки ниже или выше пупка, на уровне груди или вдоль своего тела опущенными вниз, иногда опущенными вдоль тела, видно, что все эти положения рук дозволены в намазе и вы можете на свое усмотрение принять любую из этих положении. Запрещается только класть руки на талию. Я только не понимаю тех ученых, которые приказывают держать свои руки рядом с самым грязным местом - половыми органами, сильно опустив свои руки ниже пупка. Самым оптимальным положением во время намаза является положение «смирно», когда ноги чуть раздвинуты для сохранения равновесия, а руки опущены вниз вдоль тела. Все ученые почему-то единогласны и молчат, когда молящийся после поясного поклона, выпрямившись, держит свои руки вдоль своего тела, а не ниже пупка или на уровне груди как во время чтения Корана. А вот когда во время намаза держат свои руки вдоль тела опущенными, многие из них придираются к такому положению рук, утверждая, что это не по Сунне. Поэтому, к тем, кто привык буквоедству своего мазхаба, рекомендую держать свои руки в «районе пупка» - чуть выше или чуть ниже. А к тем, кому их живот мешает, им можно держать свои руки над животом на уровне груди. При этом правая кисть возлагается на левую – на запястье или на самом кисте, как будет вам удобно, все это никакой роли не играет в намазе. Но в то же время вы обязаны учесть, что так поступали иудей и византийские первосвященники, возлагающие в молитве свои правые руки на левые. А из Сунны известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, через некоторое время, после проживания в Медине, запретил следовать за людьми Писания и брать от них дела. Ибн аль-Мунзир передал сообщения о том, что Ибн аз-Зубейр, аль-Хасан аль-Басри и ан-Наха"и не складывали руки, а опускали их. Также поступал имам Малик, также поступают шииты. Когда же один из учёных-шафи’итов попытался сказать о нежелательности этого, ему был дан ответ, что сам Имам аш-Шафии в книге «Аль-Умм» сказал, что ничего страшного нет, если кто-то не будет возлагать руку на руку в молитве. Тут нельзя не вспомнить другие слова Имама аш-Шафи’и, сказавшего, что цель держания правой руки на левой – это их успокоение от движения, и если человек не поигрывает ими во время держания опущенными, то нет необходимости возложения их. Также вспомните пожалуйста те хадисы, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, учил намазу других, где нет ни одного слова о положений рук и ног в намазе. Самое главное в намазе – это смиренность и богобоязненность человека, а не положение ваших рук и ног. Во время коллективных намазов постарайтесь своими руками и ногами не мешать рядом стоящим людям. Стойте именно в той самой комфортной вам позе, а не в той, что навязывается вам в книгах. Но все таки предвижу спорщиков, которые не признают позу в намазе, когда руки находятся вдоль тела опущенными. Предлагаю им прочесть этот малоизвестный хадис:

Однажды сподвижник Абу Хамид ас-Саъиди сидел в окружении десяти сподвижников (в их числе был и Абу Катада) и обратился к ним со словами: «Я научу вас намазу, который совершал Пророк ». Тогда, сидящие рядом сподвижники, ему ответили: «Зачем? УаЛлахи, мы лучше тебя придерживаемся сунны Пророка и мы его первые сподвижники ». «Конечно, это так » – ответил Абу Хамид. «В таком случае объясни! » – сказали сподвижники. Тогда Абу Хамид изложил это следующим образом: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, поднимал руки до уровня плеч и произносил такбир, далее принимал прежнее положение (все части тела находились на своем месте), затем он читал Коран и произносил такбир, поднимая руки до уровня плеч, и уже после делал поясной поклон (рукуг) и держал ладонями колени. При совершении поясного поклона (рукуг) голову не опускал и не поднимал, а держал на среднем уровне... ». Услышав это, сподвижники сказали: « » (Ибн Маджа - №1051; Тирмизи – Китабус сала, №304 хадис ). В этом хадисе, где говорится о намазе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), нет ни одного слова о наложении одной руки на другую руку. Если бы сложение рук было бы одной из важный рукнов совершения намаза, то хотя бы один из десяти сподвижников сделал бы замечание, сказав: «Ты забыл сложить руки ». А они наоборот, подтвердили законность опускание рук вдоль тела, сказав: «Ты прав, Пророк молился именно так ». Поэтому ученые Маликитского мазхаба и шииты говорят, что это обстоятельство служит доказательством того, что нет складывания рук в намазе. Я сам лично также поддерживаю эту точку зрения как единственно верную из всех существующих.

Если бы что-то зависело от положения рук и ног во время намаза, то Аллах или Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупредили бы верующих об этом в обязательном порядке. Или другой случай, когда больные люди могут совершать намаз только сидя или лежа – Аллах не принял бы их намаз, если бы так важно было определенное положение рук и ног в стоящей позе во время намаза. Поэтому многие шииты и маликиты во время намаза свои руки опускают вниз вдоль тела, некоторые сунниты держат руки сбоку с левой стороны, некоторые с правой стороны, а большинство суннитов держат руки вдоль передней части тела в разных уровнях - с положения «ниже пупка» до положения «ниже подбородка». Все эти положения законны, поэтому нельзя акцентировать свое внимание только на этих положениях - верующий человек должен держать свои руки и ноги там, где ему удобно и комфортно, а не слепо и фанатично следовать за ошибочными утверждениями некоторых ученых. В любом положении ваших рук и ног во время намаза, если вы даже совершаете намаз в положении сидя или лёжа, иншааЛлах, Аллах примет ваш намаз в зависимости от вашей смиренности и богобоязненности. Поэтому не помогайте пожалуйста шайтану разжигать фитну среди мусульман из-за каких-то мелочей, создавая на пустом месте проблему мирового масштаба. Рабы Аллаха всегда должны помнить, что Аллах принимает только наши истинные намерения и поклонения во время намаза, независимо от положения ваших рук и ног! После вхождения в намаз, ничто не должно отвлекать верующего от намаза. Аллах ценить вашу богобоязненность, а не вашу позу.



© macally.ru, 2024
Тайны души и тела. Славянские обычаи